Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

Содержание

Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.44 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы мотивы приобрели  побудительную силу, необходимо, чтобы  ребёнок приобрёл соответствующий  эмоциональный опыт. Мотивы и эмоции тесно связаны между собой  и их проявления часто трудно отличить друг от друга.

Новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются  на её промежуточных целях и задачах, и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в  движущие мотивы поведения.

Этот особый процесс превращения  целей в мотивы деятельности, связанный  с изменениями в эмоциональной  сфере ребёнка, и составляет важнейшую  особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий  этого процесса позволит эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

 

2.Теории эмоций

 

 

- Теория Ч.Дарвина (о биологической природе и пользе эмоций: выразительные эмоциональные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий, - это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов). 

Впервые эмоциональные выразительные  движения стали предметом изучения Ч.Дарвина. В 1872 г.Ч.Дарвин опубликовал  книгу «Выражение эмоций у человека и животных». На основе сравнительных  исследований эмоциональных движений млекопитающих он создал биологическую  концепцию эмоций. В этой работе он доказывал, что эволюционный принцип  применяется не только к биологическому, но также и к психическому и  поведенческому развитию животных. По его мнению, между поведением человека и животного много общего. Он обосновывал  это исходя из наблюдений за внешним  выражением разных эмоциональных состояний  у животных и людей. Дарвин считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации  организма к условиям и ситуациям  его существования. Данная теория получила название эволюционной.

 

- Теория Анохина (эмоции – это продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида; положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат; отрицательные эмоции возникают, если реальный результат хуже ожидаемого; повторные неудачи в получении ожидаемого результата вызывают торможение неэффективной деятельности). 

Теория Анохина рассматривает  эмоции как продукт эволюции, как  присобительский фактор в жизни  животного мира. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции закрепились  в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных  границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка  каких-либо факторов жизни данного  организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или  превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального  результата, несовпадение с ожидаемым  ведет к отрицательным эмоциям.

 

- Теория Джемса-Ланге (возникновение эмоций обусловлено изменениями органических процессов: дыхания, пульса, мимики. Эмоции = сумма органических ощущений «человеку грустно , потому что он плачет, анне наоборот»). 

Джемс и независимо от него Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено  вызываемыми внешними воздействиями  изменениями как в произвольной двигательной сфере. Ощущения, связанные  с этими изменениями и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «мы печальны, потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Органические изменения по теории Джемса-Ланге  являются первопричинами эмоций. Отражаясь  в психике человека через систему  обратных связей, они порождают эмоциональное  переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала  под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем возникает сама эмоция. Следует  сказать, что появление данной теории привело к упрощению понимания  механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно  подавить, если намеренно совершать  действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. Напоследок следует сказать, что теория Джемса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Но не смотря на это теория Джемса-Ланге вызвала ряд возражений и одна из них теория Кэннона.

 

- Теория Кэннона (не органические процессы вызывают эмоции, а Эмоции и Органические процессы порождаются одновременно единым источником). 

Кэннон обнаружил, что  телесные изменения, наблюдаемые при  возникновении разных эмоциональных  состояний, очень похожи друг на друга  и не настолько разнообразны, чтобы  объяснить качественные различия в  высших эмоциональных переживаниях человека. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона  против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, благодаря  которому он обнаружил, что искусственно вызываемое прекращение поступления  органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение  эмоций.

Положения Кеннона были развиты  П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные  с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях  обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с  эмоциями более всего функционально  связан даже не сам таламус, а гипоталамус  и центральные части лимбической  системы. В экспериментах, проведенных  на животных, было установлено, что  электрическими воздействиями на эти  структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (X. Дельгадо).

- Теория Гельгорна. Эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма:

·                   Положительные эмоции вызывают приток крови, усиление питания тканей – они «молодят» человека.

·                   Отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов – они «старят» человека.

Концепция Арнольда. Интуитивная оценка ситуации, например, угрозы, вызывает стремление действовать, что выражается в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию «Мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают».

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

 

- Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера (положительные эмоции – результат совпадения или превышения полученной информации с ожидаемой; отрицательные эмоции – результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной; если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.) 

Основным понятие этой теории стал диссонанс. Диссонанс –  это отрицательное эмоциональное  состояние, которое возникает в  ситуации, когда субъект располагает  противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное  эмоциональное переживание возникает  у человека, когда его ожидание подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют. При этом позитивное эмоциональное  состояние которое возникло может  быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные же эмоции возникают  в тех случаях, когда между  ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком  как дискомфорт, и естественно, что  он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у  него как минимум два пути: первое, изменить свои ожидания так, чтобы они  соответствовали реальности, а во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Благодаря позиции этой теории, возникающие эмоциональные состояние рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Информационная теория Симонова(по Симонову, эмоция есть отражении мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. И  выражается формулой Э = - П (Ин - Ис). Отечественный физиолог П.В. Симонов сформулировал данное правило согласно формуле Э = - П (Ин -Ис). Где:

Э – эмоция, ее качество и  сила;

П - величина и специфика  актуальной потребности;

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

Ис – существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия из этой формулы  таковы: если у человека нет потребности, то и эмоции он не испытывает; эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности  велика, проявляются положительные  качества. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает  возможность удовлетворения потребности. Получается, что сознавая или не сознавая это, человек постоянно  сравнивает информацию о том, что  требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в  зависимости от результатов сравнения  испытывает различные эмоции.

 

 

 

 

 

 

3.Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

 

Первые годы жизни - интенсивный  период развития эмоций. Именно в это  время ребёнок наиболее непосредственен  в выражении чувств; его радость  безмерна, страх искренен, обида  глубока. Повышена у него и потребность  в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности  формируется чувству любви к  родителям, которое достигает своего максимального развития, как и  всё эмоциональное развитие, в  четыре года. Любовь мальчиков к  матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство  счастливым.

Всё сказанное о мальчиках  можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят  ласку, поцелуи, они прижимаются  к взрослым, обнимают их, что указывает  на развитие наряду с эмоциями так  называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" [11].

Эмоции ребёнка развиваются  в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже  у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное  отношение к матери или другому  близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления".

Эмоции по типу "комплекса  оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять  все жизненные потребности (в  том числе и потребность в  новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы.

Особенно важно развивать  у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует  или противоречит требованиям окружающих людей.

Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному  периоду - периоду пробуждения и  расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок  умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок  спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника  является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных  сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением  окружающих его людей. Выражение  эмоций у него проявляются в его  мимике, словах, движениях.

Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать  симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения [4].

Для понимания детских  эмоций воспитателю необходимо выявить  источники их происхождения, лежащие  в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень  важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания  ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные  игры, лепка, рисование развивают  у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические  игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для  решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих  суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой  составной частью мыслительной деятельности [16].

Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста