Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

Содержание

Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.44 Кб (Скачать файл)

Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и  трудом людей, выполнение посильных  трудовых заданий, практическое овладение  нормами поведения в семье  и в коллективе детского сада, формируют  у дошкольников сферу эмоциональных  проявлений.

Нравственные чувства  развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического  выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у  малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано  с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что  хорошо и что плохо. Возникают  переживания удовольствия, радости  при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга  у дошкольника неотделимы от его  действий и поступков, совершаемых  при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются  ребёнку в семье и в детском  саду. Причём вначале они проявляются  лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение [12].

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания  и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в  одних случаях нравственные нормы  и принципы усваиваются детьми и  регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим  к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов  развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей  доброте, чуткости сводится иногда к  минимуму.

Формирование у детей  дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов  и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала  совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные  условия, способствующие возникновению  общности эмоциональных переживаний  и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась  и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего  начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные  отношения между детьми, легко  возникали ссоры. Условия возникновения  нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности [17].

Так, условия индивидуального  выполнения заданий, когда ребёнок  действовал рядом со сверстником, и  каждый из них имел всё необходимое  для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный  эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ  на успешное действие сверстника, на его  удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили  также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей  уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей  приобретали иной характер. Интенсивнее  и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей  сообща искать способы преодоления  трудностей. Но каким бы сложным  и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему  зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности [35].

Не все компоненты детской  деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы  выполнения действий и связанные  с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.

По мере того как под  влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей  формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное  отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое  не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под  влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение  не только к людям, но и к вещам.

Внутреннее эмоциональное  отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает  из его практических взаимодействий с этой действительностью и что  новые эмоции возникают и развиваются  в процессе в его чувственно-предметной деятельности [7].

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние  оказывает на эмоциональное состояние  ребёнка оценка воспитателем его  поступков. У большинства детей  положительные оценки воспитателя  повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой  деятельности. В то же время отрицательные  оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Если родители нетерпимы  к непосредственности ребенка, аффекту  и спонтанному выражению отрицательных  эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений  и угроз - картина развития ребенка  будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние  хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий  дома и вежливый на людях, ребенок  будет пытаться разрядить чувство  напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность  и недружелюбие или делая всё  исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых [35].

Отрицательный эмоциональный  фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Таким образом, истина лежит  где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

На протяжении детства  эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое  содержание и всё более сложные  формы под влиянием социальных условий  жизни и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

 

  1. Тревожность

 

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в  ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожные дети обычно очень  не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным  приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут  себя примерно и дома, и в детском  саду, стараются точно выполнять  требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят  защитный характер - ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи [15].

Когда тревожный ребёнок  приходит на психологическое обследование, он ведёт себя очень робко, не сразу  идёт на контакт, постоянно оглядывается на родителей. Закончив задание, эти  дети смотрят на взрослых и ждут оценки. Они часто себя исправляют (так как почти никогда не довольны достигнутым), причём эти исправления  носят бессмысленный характер - не ведут к улучшению результата. Выполняя задания конкретных методик, тревожные дети проявляют особенности, которые можно рассматривать  как диагностические показатели тревожности.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребёнок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребёнком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребёнка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание). В этом случае общение взрослого с ребёнком носит авторитарный характер, ребёнок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребёнка  с одним из родителей, обычно с  матерью. В этом случае общение взрослого  с ребёнком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребёнку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребёнком склонны  родители с определёнными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив  тесный эмоциональный контакт с  ребёнком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Усилению в ребёнке  тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь  с постоянными расхождениями  между своими реальными возможностями  и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребёнок  испытывает беспокойство, которое легко  перерастает в тревожность. Ещё  один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упрёки, вызывающие чувство вины ("Ты плохо себя вёл, что у мамы заболела голова").

Если у ребёнка усиливается  тревожность, появляются страхи - непременный  спутник тревожности, то могут развиться  невротические черты. Не влияя в  целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности  может отрицательно сказаться на формирование дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Таковы отрицательные  последствия тревожности. Однако их можно избежать, существенно снизить  тревожность ребёнка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут  соблюдать следующие рекомендации.

Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а  только с ним самим, оценивая улучшение  его собственных результатов (сегодня  нарисовал лучше, чем вчера; быстрее  убрал игрушки и т.д.).

Вторая рекомендация - щадящий  оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать  на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно  нужно его отметить.

И, наконец, больше обращать внимания на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Тёплые эмоциональные отношения, доверительный  контакт со взрослыми тоже могут  способствовать снижению общей тревожности  ребёнка [15].

 

 

2.Неврозы

 

Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма  при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью  в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу.

Впечатлительность близко примыкает  к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной  памяти. Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и  не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях  и поступках от настоящего.

Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Всё держит в себе. Не склонен делиться переживаниями  с окружающим. Выражает радость не бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность может быть одним из проявлений медленного раскрытия потенциала психического развития Встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребёнок склонен  к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих [8].

Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:

а) со стороны нервной  системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности;

б) трудносовместимое сочетание  у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;

в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении  чувств и импрессивного характера  переработки переживаний;

Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста