Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника, так как на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее значение для всестороннего развития индивида, вносят вклад в формирование человеческой личности.
Цель исследовать эмоциональную сферу дошкольника. Задачи исследования: рассмотреть эмоциональное развитие
раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников
изучить эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста

Содержание

Глава I. Эмоциональное развитие
Эмоции и их развитие
Теория эмоций
Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
Глава II. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста
Детская Тревожность
Неврозы у детей
Детские Страхи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.44 Кб (Скачать файл)

г) беспокойство, неуверенность  в себе при общей активности и  выраженности чувства "я";

д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики (к  примеру, ребёнок хочет вести  себя по-своему, но сдерживается, испытывая  одновременно чувство вины и беспокойства);

е) подчёркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность  в сообщении со сверстниками;

ж) наличие трудносовместимых, противоположно направленных чувств и  переживаний, с которыми не может  справиться ребёнок, в том числе

это стремление быть собой  и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.

Склонность к беспокойству, волнениям обусловлена:

а) повышенной эмоциональной  чувствительностью;

б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или  передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;

в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребёнка;

г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;

д) неспособностью утвердить  себя, найти признание и понимание  среди окружающих;

е) отсутствием внутреннего  единства, неуверенностью в своих  силах и возможностях, нерешительностью;

ж) заострённым чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.

Беззащитность, или незащищённость. Проявляется главным образом  в общении со сверстниками, когда  ребёнок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит походящих  слов, молчит или плачет, горько переживая  унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Будучи неспособным защитить себя, он может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчёркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами.

Выраженность чувства "я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчёркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку  зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их трудно заставить попросить прощения: внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную  выгоду, предпочитают оставаться самими собой. Свойственна подчёркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей. Тяжело переживают отрицательное  отношение к себе.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены  в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния  фактора среды.

Сенситивность является следствием, как определённого психотравмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опеки взрослых.

В заключении отметим то, чего не хватает детям с неврозами  для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки  и понимания взрослыми своеобразия  формирования их характера, признания  в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении  чувств (когда дети становятся скованными, напряжёнными, чрезмерно серьёзными, воспринимают всё слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъёма, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоопределяемом уровне; гибкости и непринуждённости в отношениях, умения принимать и играть роли.

3.Страхи

 

Проблема детских страхов  – это одна из тех тем, с которыми наиболее часто приходится, сталкивается детскому психологу. Жаль лишь, что  далеко не все дети, нуждающиеся  в помощи, ее получают – случается, что родители не придают должного значения тем вещам, которых боятся их дети. И, таким образом, фактически лишают своего малыша детства –  жизненные силы уходят не на радость  познания мира, а на внутреннюю борьбу со страхами. Более того, нерешенные детские страхи продолжают преследовать и взрослых, трансформируясь уже  во взрослые страхи и подозрения (и  формируя тревожно - мнительный склад  личности), либо передаваясь, на основе сильной эмоциональной взаимосвязи, «по наследству» детям.

 

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и  невротические. Возрастные страхи возникают, когда ребёнок доходит до определенного  уровня знакомства с окружающим миром  и понимания его законов - они  как-бы отражение психического и  умственного развития ребенка. Особенность  возрастных страхов в том, что  дети, примерно одного возраста и живущие  в разных условиях, начинают бояться  довольно схожих вещей. Два типичных примера возрастного страха –  страх перед потерей матери у  младенцев в 7-8 месяцев и страх  смерти в 6-7 лет. Эти страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти  на новый уровень психического развития.

О том, что ребёнок боится смерти, можно догадаться по наличию  других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).

Проявление страха смерти означает постепенное завершение наивного периода в жизни детей, когда  они верили в существование сказочных  персонажей, бессмертие, чудесные явления  и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Даже исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным  в старшем дошкольном возрасте свидетельствует  о том, что он стал "простым  смертным" в представлении детей  и потому перестал пугать их. Категоричность смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую  ребёнок должен признать как нечто  рано или поздно неизбежное в его  жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное  неприятие "рациональной" необходимости  умереть. Обычно уже в 8 лет дети боятся не столько своей смерти, сколько  смерти родителей.

Менее всего подвержены страхам  мальчики в 4, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте. В  старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и особенно у девочек заметно больше.

У мальчиков из неполных семей (вследствие развода) страхов  больше. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу общения, позволяющую  девочке более уверенно вести  себя среди сверстников. В то же время  уход из семьи отца делает мальчиков  неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов. Больше страхов  у детей проживающих в отдельных  квартирах. В коммунальной квартире дети имели большую возможность  общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.

Дети больше подвержены страхам, если их родители ссорились между  собой. Прежде всего дети старшего дошкольного  возраста, поскольку они, отождествляя себя с родителем того же пола, переживали конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождалось в страхи, поскольку дети были лишены возможности влиять на конфликты родителей. Ещё в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в 1 - 2 раза, а у мальчиков - в 4 раза.

Количество страхов у  детей с неврозами, наоборот, будет  более высоким. У девочек в  отличие от мальчиков страхов  ещё больше, что подчёркивает преимущественно  невротический характер их проявления .

Обнаружена зависимость  между количеством страхов у  детей и родителей, особенно матерей. Его предпосылкой выступает общая  эмоциональная чувствительность матери и ребёнка. Это непроизвольная передача страхов матерью в процессе повседневного  общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей (без нужды  заставляет принимать лекарство, приглашает врачей, пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах  ребёнка и т.д.).

Часто причиной страха у  детей является сдержанность родителей  в выражении чувств, при наличии  многочисленных предостережений, опасений и тревог. Речь идёт об отсутствии теплоты  в отношениях, эмоциональном неприятии  ребёнка.

Излишняя строгость родителей  также способствует появлению страхов. Таким образом, зная отношения в  семье, можно предполагать большую  или меньшую выраженность страхов  у детей.

Часто, не задумываясь, родители внушают, детям страхи своими никогда  не реализуемыми угрозами вроде: "Заберёт  тебя в мешок", "Уеду от тебя" и т.д. Такие угрозы вызывают страхи у детей младшего дошкольника.

Страхи возникают и  в результате фиксации в эмоциональной  памяти сильных испугов при встрече  со всем тем, что олицетворяет опасность  или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжёлую болезнь.

Ещё одним источником страхов  является психологическое заражение  от сверстников или взрослых вследствие безотчётного подражания.

Все факторы, участвующие  в возникновении страхов, можно  сгруппировать следующим образом; наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность  в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или  их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны  родителей того же пола или полное предоставление свободы ребёнку  другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности  для ролевой идентификации с  родителем того же пола, преимущественно  у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность  в себе; конфликтные отношения  между родителями; психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем  или иным страхам; психологическое  заражение страхами в процессе общения  со сверстниками и взрослыми [13].

 

Невротические страхи - это  большая эмоциональная интенсивность  и напряжённость; длительное или  постоянное течение; неблагоприятное  влияние на формирование характера  и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующееся личности); избегание объекта страха, а также  всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно - защитного типа поведения; более прочная связь  с родительскими страхами; относительная  трудность устранения страхов.

Невротические страхи не являются какими-либо новыми видами страха. В  том или ином аффективно-ослабленном  виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении  детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических  потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными - это невротическая триада страхов. Наличие многочисленных страхов  при неврозах является признаком  недостаточной уверенности в  себе, отсутствие адекватной психологической  защиты. Страх смерти в старшем  дошкольном возрасте не имеет количественных различий у детей с неврозами  и у здоровых сверстников.

Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения  в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональным непринятием в  семье или конфликтами и которые  не могут полагаться на взрослых как  на источник безопасности, авторитета и любви.

Подводя некоторый итог вышесказанному можно отметить, что высокая эмоциональность  ребенка, которая окрашивает его  психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность  дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования  является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром  и самим собой, отсутствие аффективности  и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние  подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Таким образом, эмоциональное  мироощущение дошкольника - это "выражение  субъективного переживания, его  интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом " [30].

 

 

 

Заключение

 

Анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего  последующего хода онтогенеза. Включение  ребёнка во всё новые формы  жизнедеятельности, приводит к трансформации  этих особенностей и изменению их места в структуре личности. Так, эмоциональная синтония, возникающая  ещё на первом году жизни, постепенно преобразуется к дошкольному  возрасту в эмоциональную децентрацию, обеспечивающую сопереживание и  сочувствие, а в дальнейшем - формирование важнейших социальных чувств и межличностных  отношений.

Одновременно с выделением специфических для каждого возрастного  этапа особенностей личности можно  отметить и важное значение инвариант  в формировании личности. Прежде всего, это фундаментальная потребность  в общении, на основе чего возникает  потребность в эмоциональном  контакте, которую можно также  рассматривать как исходную форму  потребности в общении, потребность  в совместной деятельности, потребность  в социальном соответствии, потребность  в социальной компетентности и другие.

То же самое можно сказать  и о смене доминирующих видов  деятельности. Так же как и преобразованное  общение ребёнка с окружающими  людьми, преобразованные формы ролевой  игры сохраняют свою актуальность на последующих этапах онтогенеза. Примером может служить демонстрация существенного  значения игры в развитии учения в  школьном возрасте (Ф.И. Фрадкина, 1955).

Информация о работе Проблемы эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста