Проектирование педагогического процесса как технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.

Содержание

Введение………………………………………………….…………….…...……. 3
1. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»……………………………………………………………………...…..4
2. Представление о педагогической технологии…………………………………………….10
3. Категория «педагогическое проектирование»…………………………………………..12
Список литературы ……..………….……………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Проектирование педагогического процесса как технология .doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
  • технологическая цепочка педагогических действий,операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  • элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой- гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.
  • Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне  зависимости от их содержания и временных  рамок можно различать взаимосвязанные  общие и частные технологии. К  общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные-технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и другие.

 

  1. Категория  «педагогическое проектирование»

 

Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании  искусства обучения, воспитания и  развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование- проявление постоянного  разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский  подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Технологическая подсистема:

  • Информационно-содержательная технология.
  • Педагогическая техника.
  • Набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия.
  • Умение проектирования и конструирования новых педагогических технологий.
  • Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).

Технологичность придает  педагогическому проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом мастером.  

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

1) целесообразности (по  направленности);

2) творчества (по содержанию  деятельности);

3) технологичности (по  уровню педтехники);

4) оптимальности (по выбору эффективных средств);

5) продуктивности (по  результату);

Чем выше технологичность  педагога, тем выше уровень его  педагогического проектирования.

На этапе становления  педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогическим проектированием.

Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

 

 

Литература

 

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5.

2.Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // 3.Официальные документы в образовании.– 2002.–№4.– с.3-31.

4.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1989.

 




Информация о работе Проектирование педагогического процесса как технология