Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема  произвольного внимания в психолого-педагогической  литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности  формирования произвольного внимания  у детей  дошкольного возраста…………………………………………………….16
          1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации  по развитию произвольного внимания  у детей  дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2  Методы  и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
         2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые 
задания для диагностики 
Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
1. 
К первому типу методик 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Ко второй группе относятся зад
 
 
 
 
3. Третий тип заданий: нахождение различных 
геометрических фигурок, «спрятанных» 
на картинке: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается 
прослеживать путь карандашом либо пальчиком, 
дети постарше должны стараться следить 
только глазами: 
 
 
 
5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий 
на картинках («Что перепутал художник?»). Здесь также 
диагностируется уровень развития мышления 
ребенка, его знания о мире: 
 
 
 
6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку 
на короткое время (30 секунд) предъявляется 
либо картинка с изображением различных 
предметов либо настоящие предметы (какие-то 
вещи могут быть парными). После этого 
картинку убирают, и ребенок по памяти 
должен ответить на вопросы, которые касаются 
показанных ему предметов или их изображений. 
Например: 
 
 
 
 
После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:
- 
Какие предметы нарисованы на 
картинке? 
- Сколько вишен ты видел на картинке? 
- Что ты видел, ручку или карандаш? 
- Сколько конфет на картинке? 
 
7. Ответы на вопросы по картинке, описание 
того, что на ней изображено: 
 
 
Ответь на вопросы:
- 
Какие животные нарисованы на 
картинке? 
- Какие животные живут у нас, а какие в 
теплых странах? 
- Каких животных на рисунке два? 
- Какое животное из тех, которых ты видишь, 
ходит на двух ногах?
В 
этом задании (впрочем, как и в 
большинстве остальных, описанных 
в данном разделе методик) для 
более полной характеристики уровня 
концентрации внимания фиксируется 
характер процесса рассматривания (целенаправленность, 
активность, заинтересованность работой 
и пр.), сосредоточенность и 
 
 
8. Задание на диагностику избирательности 
внимания: 
 
 
 
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.1 
Проблема развития внимания у 
детей дошкольного возраста в 
психолого-педагогической 
1.2 
Психологические особенности 
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Вывод по главе I
Глава II. Особенности развития внимания у детей дошкольного
2.1 
Характеристика объекта и 
2.2 
Анализ результатов, 
2.3 
Рекомендации для педагогов и 
родителей по развитию 
Вывод по главе II
Заключение
Литература
Приложения
 
Введение
Внимание 
? очень важный психический процесс, 
который является условием успешного 
осуществления любой 
Внимание 
- важная сторона познавательной деятельности. 
Воспитателю детского сада необходимо 
знать особенности его 
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
Л.С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Актуальность 
работы обусловлена тем, что внимание 
- это психическое состояние 
Изучение 
психолого-педагогической литературы 
позволило выявить противоречие 
между необходимостью развития внимания 
у детей дошкольного возраста, 
с одной стороны, и недостаточной 
разработкой психологических 
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста.
Цель работы - изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования ? особенности развития внимания детей дошкольного возраста.
Гипотеза: состоит в том, что своевременная диагностика уровня развития внимания позволит на основе данных разработать рекомендации воспитателям детских садов, родителям, направленные на развитие внимания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. 
Рассмотреть состояние 
2. 
Охарактеризовать особенности 
3. Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.
Методологические основы исследования составили идеи отечественных ученых о понимании психики человека как системного многоуровневого образования, все звенья которого взаимосвязаны, а так же принцип единства сознания и деятельности согласно которому психика ребенка формируется и развивается в контакте его ведущего вида деятельности.
Теоретическая основа исследования: изучением проблемы внимания занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Л. Агеносова, С.Л. Кабыльницкая, Г.Н. Лаврова, В.С. Мухина, Т.В. Петухова, Н.М. Сафонова, Е.Л.Солдатова, Д. Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.
Методы исследования:
1.Теоретические: 
анализ психолого-
2. Эмпирические: психодиагностические ( «Проставь значки», «Найди и вычеркни»);
3. 
Методы количественной и 
Опытно-экспериментальная база: учреждение МОУ ДОУ №50 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие воспитанники средней группы в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были изучены теоретические основы изучения проблемы внимания у детей дошкольного возраста, дана психологическая характеристика детей, выделены особенности развития внимания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были подобранны методики, изучены особенности внимания детей дошкольного возраста, разработаны рекомендации направленные на развитие внимания.