Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые
задания для диагностики
Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
1.
К первому типу методик
2. Ко второй группе относятся зад
3. Третий тип заданий: нахождение различных
геометрических фигурок, «спрятанных»
на картинке:
4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается
прослеживать путь карандашом либо пальчиком,
дети постарше должны стараться следить
только глазами:
5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий
на картинках («Что перепутал художник?»). Здесь также
диагностируется уровень развития мышления
ребенка, его знания о мире:
6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку
на короткое время (30 секунд) предъявляется
либо картинка с изображением различных
предметов либо настоящие предметы (какие-то
вещи могут быть парными). После этого
картинку убирают, и ребенок по памяти
должен ответить на вопросы, которые касаются
показанных ему предметов или их изображений.
Например:
После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:
-
Какие предметы нарисованы на
картинке?
- Сколько вишен ты видел на картинке?
- Что ты видел, ручку или карандаш?
- Сколько конфет на картинке?
7. Ответы на вопросы по картинке, описание
того, что на ней изображено:
Ответь на вопросы:
-
Какие животные нарисованы на
картинке?
- Какие животные живут у нас, а какие в
теплых странах?
- Каких животных на рисунке два?
- Какое животное из тех, которых ты видишь,
ходит на двух ногах?
В
этом задании (впрочем, как и в
большинстве остальных, описанных
в данном разделе методик) для
более полной характеристики уровня
концентрации внимания фиксируется
характер процесса рассматривания (целенаправленность,
активность, заинтересованность работой
и пр.), сосредоточенность и
8. Задание на диагностику избирательности
внимания:
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.1
Проблема развития внимания у
детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической
1.2
Психологические особенности
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Вывод по главе I
Глава II. Особенности развития внимания у детей дошкольного
2.1
Характеристика объекта и
2.2
Анализ результатов,
2.3
Рекомендации для педагогов и
родителей по развитию
Вывод по главе II
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Внимание
? очень важный психический процесс,
который является условием успешного
осуществления любой
Внимание
- важная сторона познавательной деятельности.
Воспитателю детского сада необходимо
знать особенности его
Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.
В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
Л.С. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Актуальность
работы обусловлена тем, что внимание
- это психическое состояние
Изучение
психолого-педагогической литературы
позволило выявить противоречие
между необходимостью развития внимания
у детей дошкольного возраста,
с одной стороны, и недостаточной
разработкой психологических
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста.
Цель работы - изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования ? особенности развития внимания детей дошкольного возраста.
Гипотеза: состоит в том, что своевременная диагностика уровня развития внимания позволит на основе данных разработать рекомендации воспитателям детских садов, родителям, направленные на развитие внимания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть состояние
2.
Охарактеризовать особенности
3. Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.
Методологические основы исследования составили идеи отечественных ученых о понимании психики человека как системного многоуровневого образования, все звенья которого взаимосвязаны, а так же принцип единства сознания и деятельности согласно которому психика ребенка формируется и развивается в контакте его ведущего вида деятельности.
Теоретическая основа исследования: изучением проблемы внимания занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Л. Агеносова, С.Л. Кабыльницкая, Г.Н. Лаврова, В.С. Мухина, Т.В. Петухова, Н.М. Сафонова, Е.Л.Солдатова, Д. Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.
Методы исследования:
1.Теоретические:
анализ психолого-
2. Эмпирические: психодиагностические ( «Проставь значки», «Найди и вычеркни»);
3.
Методы количественной и
Опытно-экспериментальная база: учреждение МОУ ДОУ №50 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие воспитанники средней группы в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были изучены теоретические основы изучения проблемы внимания у детей дошкольного возраста, дана психологическая характеристика детей, выделены особенности развития внимания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что были подобранны методики, изучены особенности внимания детей дошкольного возраста, разработаны рекомендации направленные на развитие внимания.