Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
Таким образом, внимание - сложное явление, вызывающее массу споров в психологии.
1.2
Психологические особенности
Дошкольный
возраст является периодом интенсивного
формирования психики на основе тех
предпосылок, которые сложились
в раннем детстве. По всем линиям психического
развития возникают новообразования
различной степени
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.
Ведущим
видом деятельности в дошкольном
возрасте является игра. Игра - это такая
форма деятельности, в которой
ребенок воспроизводит основные
смыслы человеческой деятельности и
усваивает те формы отношений, которые
будут реализованы и
Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Д.Б.
Эльконин утверждал, что игра - это
символико-моделирующий тип деятельности,
в которой операционно-
В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.
Как показал Д.Б. Эльконин, игра - это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.[6]
В
ходе игры развиваются психические
процессы, в частности произвольное
внимание и память. В процессе игровой
деятельности развиваются умственные
способности. Ребенок учится действовать
с предметом-заместителем, т. е. дает
ему новое название и действует
в соответствии с этим названием.
Появление предмета-
В ходе сюжетно - ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении.
Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.[7]
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия - это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Возникает
интерес к рисованию и
Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.
Все
психические процессы - это особая
форма предметных действий. По мнению
Л.Ф. Обуховой, в отечественной психологии
произошло изменение
Усвоение
эталонов, изменение видов и содержания
деятельности ребенка ведет к
изменению характера детского мышления.
К концу дошкольного возраста
намечается переход к восприятию
окружающего мира с позиций объективности.
Мышление ребенка формируется в
ходе педагогического процесса. Своеобразие
развития ребенка заключается в
активном овладении им способами
и средствами практической и познавательной
деятельности, имеющими социальное происхождение.
По мнению А.В. Запорожца, овладение
подобными способами играет существенную
роль в формировании не только сложных
видов абстрактного, словесно-логического
мышления, но и мышления наглядно-образного,
характерного для детей дошкольного
возраста. Таким образом, мышление в
своем развитии проходит следующие
этапы: 1) совершенствование наглядно-
В этом возрасте внимание непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем ? либо или ком ? либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух. Внимание при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту развивается следующим образом. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6-8 секунд, а старшие дошкольники - 12-20 секунд. В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей. Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Развитие
памяти идет от непроизвольной и непосредственной
к произвольному и
В
конце раннего детства, когда
ребенок впервые демонстрирует
способность замещения одних
предметов другими, наступает начальная
стадия развития воображения. Затем
оно получает свое развитие в играх.
О том, насколько развито воображение
ребенка, можно судить не только по
тем ролям, которые он исполняет
во время игры, но и по поделкам и
рисункам. О.М. Дьяченко показала, что
воображение в своем развитии
проходит те же этапы, что и другие
психические процессы: непроизвольное
(пассивное) сменяется произвольным
(активным), непосредственное - опосредствованным.
Основным орудием овладения воображением
становятся сенсорные эталоны. В первой
половине дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное воображение.
Оно заключается в механическом воспроизведении
полученных впечатлений в виде образов.
Это могут быть впечатления от просмотра
телепередачи, прочтения рассказа, сказки,
непосредственного восприятия действительности.
В образах обычно воспроизводятся те события,
которые произвели на ребенка эмоциональное
впечатление. В старшем дошкольном возрасте
репродуктивное воображение превращается
в воображение, которое творчески преобразует
действительность. В этом процессе уже
участвует мышление. Этот вид воображения
применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых
играх. Функции воображения таковы: познавательно-
Таким образом, развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Под
вниманием понимается направленность
и сосредоточенность