Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
Задача
констатирующего этапа
Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии:
-уровень
развития устойчивости
- уровень объема внимания;
- уровень скорости переключения внимания;
-
уровень распределения
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
-
предлагаемые задания и
- оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
-
характер контакта со
-
отношение к выполнению
-
уровень активности при
Так как уровень внимания определяется через диагностику его свойств, мы использовали следующие методики: «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса).
Методика №1 «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера)[14]
Назначение теста:
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Инструкция к тексту:
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.
Оценка проводится по следующим параметрам: 1) высший, 2) средний и 3) низший уровни.
Высший уровень: знаки расставлены правильно, задание выполнено верно.
Средний уровень: задание выполнено с одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и ромбе).
Низший уровень: задание выполнено с двумя ошибками, либо полностью неправильно.
Методика №2 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)[15]
Назначение теста:
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.
Описание текста:
Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас
мы с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку, на которой
нарисовано много разных, знакомых
тебе предметов. Когда я скажу
слово «начинай», ты по строчкам этого
рисунка начнешь искать и зачеркивать
те предметы, которые я назову. Искать
и зачеркивать названные
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор
в этой методике дает ребенку задание
искать и разными способами
Оценка проводится следующим образом:
Концентрация и устойчивость высокая: длительно удерживает внимание на объекте;
Концентрация и устойчивость средняя: внимание удерживает на несколько секунд, быстро отвлекается;
Концентрация и устойчивость низкая: внимание рассеянное, не задерживается на одном объекте.
Для изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста были использованы следующие методики: «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса), «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера), которые направлены на определение уровня развития внимания у детей дошкольного возраста. Результаты по данным методикам предложены в следующем параграфе.
2.2 Анализ
результатов исследования
Внимание
- необходимое условие любой
Внимание
дошкольников, как правило, развито
очень слабо. Ребенка в равной
степени может заинтересовать любой
предмет, его внимание легко перескакивает
с одного объекта на другой. В
результате ребенок может не слышать,
что говорит воспитатель на занятии,
или же уловить только начало задания,
которое ему дается, не заметить
происходящего вокруг него. Неорганизованность
поведения детей, их повышенная импульсивность
и неусидчивость, как правило, являются
следствием неумения управлять своим
вниманием и поведением. Сам ребенок
не сможет преодолеть эти недостатки.
Ему необходимо своевременно помочь
научиться управлять своим
Следует отметить, что любое обучающее занятие способствует развитию целенаправленного внимания, ведь оно всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Для того чтобы своевременно развивать у дошкольников определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные занятия - такие, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка.
Воспитатель является не только организатором и руководителем, но и непосредственным участником занятий. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали необходимыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.
Экспериментальной базой нашего исследования явилось МДОУ № 50 г.Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 детей средней группы. Средний возраст испытуемых 4,2- 5,4 лет. Из них 7 девочек и 13 мальчиков. Семьи данных испытуемых являются благополучными.
Для исследования нами были проведены методики:
«Проставь значки», «Найди и вычеркни».
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
Итак, подсчитаем результаты обследования.
По итогам проведенных методик дети показали следующие результаты.
Таблица 1
Результаты методики «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера)
Уровни |
Количество детей,% |
|
Высший уровень |
15% - дети правильно расставили |
|
Средний уровень |
60% - задание выполнено с одной ошибкой. |
|
Низший уровень |
25% - дети допускали более двух ошибок. |
|
Тестовое
задание в методике «Проставь
значки» предназначено для
В исследовании 15 % детей показали высокий уровень переключения и распределения внимания. Все знаки дети расставили правильно, задание было выполнено без ошибок. Дети были очень сосредоточены при выполнении задания, внимательно слушали экспериментатора.
60 % детей
показали средний уровень
25 % детей
показали низший уровень
Таким образом, можно сказать, что в основном дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.
Таблица 2
Результаты методики «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)
Уровни |
Количество детей,% |
|
Концентрация и устойчивость высокая |
30% - дети длительно удерживают |
|
Концентрация и устойчивость средняя |
55% - дети удерживают внимание на несколько секунд, быстро отвлекается. |
|
Концентрация и устойчивость низкая |
15% - внимание у детей рассеянное, не задерживается на одном объекте. |
|
Задание, содержащееся в методике «Найди и вычеркни», предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.
При исследовании 30 % детей показали высокий уровень концентрации и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте. Не отвлекались на посторонние действия, внимательно слушали правила задания.
55 % детей
показали средний уровень
15 % детей
показали низкий уровень
Обобщая
результаты методик, можно сказать,
что у большинства детей
Внимание
ребёнка формируется в
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 - 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста
На протяжении
дошкольного возраста внимание ребенка
становится не только устойчивее, шире
по объему, но и эффективнее. Особенно
это проявляется в формировании
у ребенка произвольного
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Исследования показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении.
Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.
Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
? принятие
постепенно усложняющихся
? удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
? развитие навыков самоконтроля;
Одна из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии позволяет:
? планировать действия контроля;
? действовать в соответствии с намеченным планом;
? постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
Такое построение
работы дает возможность
Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.