Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:51, курсовая работа
Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
Изучить феномен профессионального выгорания.
Рассмотреть феномен профессионального выгорания среди педагогов.
Изучить феномен эмоционального выгорания.
Определить то, что профессиональное выгорание находится в фазе развития, в наиболее опасном состоянии достаточно просто, например, по существенному снижению результативности профессиональной деятельности, либо полному блокированию возможности профессиональной деятельности. Но это должно проявляться на длительном промежутке времени, так как результативность профессиональной деятельности, может снизиться, например и, по причине того, что человек не выспался или болеет вирусным заболеванием и т. д. В фазе развития профессиональное выгорание приходит к тому, что происходит блокирование профессиональной деятельности, либо существенное снижение ее результативности на длительном промежутке времени. При блокировании профессиональной деятельности этот недуг перейдет в хроническую стадию. В этом случае, выгорание будет находиться в фазе развития и усугубляться. Второй вариант состоит в том, что выгорание, перейдет в логически следующую фазу – исчезновение. Фаза развития, применительно к каждому отдельному случаю может быть различной по времени своего протекания. Развитие выгорания может занимать, как несколько недель, так и несколько лет.
Фаза перерождения – исчезновения является следующей по логике и приходящей на смену фазе развития выгорания. Из самого названия этой фазы следует возможность двух путей, по которым пойдет профессиональное выгорание.
Первый путь состоит в полном
исчезновении профессионального выгорания,
что возможно, только в случае целенаправленного
и планомерного лечения этого
состояния, и является показателем
успешности. Либо же, при отсутствии
целенаправленного лечения, выгорание
может быть устранено за счет собственных
психофизиологических ресурсов организма.
Такой поворот событий
Статистические данные представленные Н.В. Самоукиной, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО показывают, что среди всех умерших мужчин в России в последние 5 лет мужчины работоспособного возраста от 15 до 59 лет составляют более 80%. Правда, в 1965 г. смертность мужчин работоспособного возраста в СССР была еще более высокой — 98%. И если раньше врачи называли такие причины высокой смертности среди мужчин, как несчастные случаи, отравления и насильственные смерти, то в последние годы они говорят именно о стрессе и выгорании как ведущих факторах. [12]
Также Н.В Самоукина замечает, что
симптоматика профессионального выгорания
может быть «инфекционной» и проявляться
не только у отдельных работников.
Нередко встречается
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Пишут о трех факторах, играющих существенную роль в сгорании: личностном, ролевом и организационном.
Личностный фактор рассматривался в одном из обследований, где проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа данной работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что они не связаны с уровнем «сгорания». В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.
А. Пайнс (1982 г.) с коллегами исследовала связь мотивации и «сгорания». В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства и т. п. Прямой связи «сгорания» с удовлетворенностью зарплатой не найдено. Но остальные показатели связаны с развитием «сгорания. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку ассоциируется с развитием «сгорания». Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые») больше подвержены «сгоранию». [6, с 61]]
При исследовании ролевого фактора были получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». X. Кюйнарпуу подтверждает эти данные. К. Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий. В этих условиях профессионал необязательно удовлетворяет своим ожиданиям, даже если он «потратил немало времени и переусердствовал, рассчитывая на самовосстановление». При анализе уровней «сгорания» в двух группах испытуемых было обнаружено, что работа в ситуации распределенной ответственности, где сильно выражено «коллегиальное начало», ограничивает развитие «burnout» несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор говорит о том, что «сгорание» связано с тем, что работа может быть: многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки (тренировки), или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Развитию «сгорания» также способствует неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. [6, с 62]
Рассмотрев феномен профессионального выгорания, мы пришли к выводу, что в настоящее время нет единого взгляда на структуру выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что она представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек–человек».
Группа исследователей во главе с А.С.Шафрановой, попыталась отыскать «общий критерий трудности и вредности» педагогической деятельности, и впервые довольно детально изучила условия и механизмы возникновения профессиональной дезадаптации учителей и преподавателей.
В построенной
А.С. Шафрановой классификации профессий
на основе полученных данных в особую
группу выделены профессии, относящиеся
к области искусств и просвещения,
на основании «преобладающего
Группа высших
профессий совершенно особая, если
обратить внимание на: 1) моменты и
условия работы; 2) аппарат, производящий
эту работу; 3) значение для производства
каждого отдельного работника; 4) роль,
которую работа играет в психофизиологической
жизни каждого работника. Первая
особенность состоит в том, что
работа всегда новая, ряд моментов совершенно
не доступен внешнему наблюдению и
учету, а доступные моменты требуют
особого психологического анализа.
Вторая — в том, что у работников
механического труда свойства продукта
определяются орудием производства,
а здесь — характером и свойствами
самого исполнителя, причем, наличие
всех особенностей психологического профиля
не делает человека педагогом-творцом,
так как еще необходимо и призвание;
каждый создает индивидуальную ценность
и любое орудие делает выразителем
своей индивидуальности. Третья —
в том, что необходимо путем специальной
подготовки развивать до совершенства
психические и физиологические
способности, ибо в противном
случае совершается «насилие над
психикой» и как результат
— подавленность, измученность, раздражительность.
Четвертая — в том, какие, кроме
названных эмоций, могут быть психофизиологическим
следствием такой работы: в первую
очередь следует отметить переутомление
из-за высокого участия волевого стимула
и постоянной активной работы сознания;
переутомление объясняется
М.М. Рубинштейн выделяет три задачи в образовании педагога: 1) развитие того, что ему дала природа и что он должен развить в себе сам; 2) усвоение того, что ему должна дать наука и что он должен приобрести теоретической работой; 3) развитие того, что он должен создать в себе сам на этой естественной и культурной почве. Из этих трех задач, он считает, обществом решается только вторая, так как ее решение осуществляется посредством сознания педагога. [6, с 59]
Возвращение к проблеме профессиональной дезадаптации работающих педагогов произошло в сфере эргономики — психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого синдрома эмоционального сгорания как специфического вида профессионального заболевания лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров). [8]
Впервые индивидуальные
различия в склонности к развитию
синдрома стали рассматриваться
как базисные предпосылки к выбору
педагогической профессии и школьников
педагогических классов Н.А. Аминовым.
Им обнаружены связи индивидуальных
различий в толерантности к развитию
синдрома с типологическими свойствами
нервной системы (слабостью, лабильностью,
активированностью нервных
Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни". [13]
Теоретические и эмпирические исследования выгорания широко представлены в зарубежной психологии (К. Маслач, А.Пинес, С.Пинес и т.д), и в отечественной науке (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.В.Гришина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк). [3]
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию педагогов, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. [13]
К. Маслач (1981 г.) — одна из ведущих специалистов по исследованию эмоционального сгорания детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. [9]
К. Маслач еще в 1982 г. выделила в качестве ключевых признаков синдрома «эмоционального сгорания»: 1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь; 2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; 3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.
Е. Махер (1983 г.) в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: а) усталость, утомление, истощение, б) психосоматические недомогания, в) бессонница, г) негативное отношение к клиентам, д) негативное отношение к самой работе, е) скудость репертуара рабочих действий, ж) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками, з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, и) негативная «Я-концепция», к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев), л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, м) переживание чувства вины. X. Кюйнарпуу называет последние три симптома «разрушающими», а остальные — их следствиями.[6, с 60]
По мнению М.Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания.
В.В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания: эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. [7]
Большой интерес для исследований выгорания представляет концепция A.Пинес, который рассматривает феномен в ином ракурсе, а именно, как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющийся в состоянии физического, эмоционального и психического истощения. [3]