Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:51, курсовая работа
Цель: выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания преподавателей и студентов.
Задачи:
Изучить феномен профессионального выгорания.
Рассмотреть феномен профессионального выгорания среди педагогов.
Изучить феномен эмоционального выгорания.
Развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.[13]
В настоящее время нет единого
взгляда на структуру и динамику
синдрома выгорания. Некоторые авторы
рассматривают его как
В ходе изучения феномена профессионального выгорания и феномена эмоционального выгорания, нами было замечено, что эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Интеграцию двух «сгораний» мы проследили в статье опубликованной в журнале "Практическая психодиагностика", автором которой является Глинянников Ю.Г. Он, основываясь на методике В.В. Бойко, рассматривает фазы эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.
I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:
1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование.
2. Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.
3. Симптомы «загнанности в клетку». Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.
4. Симптом «тревоги и депрессии». Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания.
II Фаза «резистенции» - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами - подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
Совсем иное дело, когда профессионал
неадекватно «экономит» на
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п. Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.
3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе человек до того устает от контактов, разговоров, что потом не хочется общаться даже с близкими. На работе он еще держится, а дома замыкается или вообще «рычит» на супруга и детей. Именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.
4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.
III Фаза «истощения» - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом «эмоционального
2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания».
3. Симптом личностной
4. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений. Происходят отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о подопечных, коллегах вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
В данной работе мы придерживаемся точке зрения В.В.Бойко, что эмоциональное выгорание - это психологическая защита. [11]
Нами была сформулирована гипотеза о том, что эмоциональное выгорание выше у преподавателей, чем у студентов, т.к. преподаватели чувствую большую привязанность к профессии и у них развиваются симптомы эмоционального выгорания с большей скоростью и ярче выражены, чем у студентов.
Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто, следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. [13]
В данной работе я рассматриваю эмоциональное выгорание преподавателей.
Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.
Выделяют следующие факторы инициирующих эмоциональное выгорание педагогов:
1. Индивидуальные: социально–демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы; личностные особенности: выносливость, локус контроль, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм, экстраверсия.
2.Организационные: условия работы: рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня; содержание труда: число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, обратная связь; социально-психологические: взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда. [3]
Наиболее распространенным средством
является непрерывное психолого-
Со стороны администрации
Важным аспектом является саморегуляция.
Необходимость саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле данного направления Г.Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года. [3]
Аутогенная тренировка используется
в таких видах деятельности, которые
вызывают у человека повышенную эмоциональную
напряженность. Педагогическая работа
связана с интенсивным
Благодаря систематическим исследованиям синдрома эмоционального исследования в европейских странах, США и России, имеется определенная картина распространенности выгорания среди различных профессиональных групп. В последние годы внимание исследователей и практических врачей привлекает проблемы довольно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания среди студенческой молодежи. Так, по данным Джекобса и Додда до 40% студентов страдают выгоранием разной степени выраженности, причем частота выявления синдрома эмоционального выгорания увеличивается от младших к старшим курсам. К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании студентов, авторы относят следующие: личностный, ролевой и организационный. Первый проявляется в ролевой конфликтности и неопределенности выбранной роли (будущей специальности). К личностным факторам относят: склонность к сочувствию, идеалистическое отношению к учебе, вместе с тем неустойчивость, склонность к мечтаниям, одержимость навязчивыми идеями; эмпатия, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, нейротизм. Развитию синдрома способствует отсутствие должного поощрения студентов за выполненную работу.[5]
Важным представляется тот факт,
что развитие синдрома эмоционального
выгорания у студентов зависит
от их личностных акцентуаций, психовегетативных
особенностей, что определяет тяжесть
и специфику симптомов