Профессиональное и психологическое развитие личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.

Содержание

Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения между типами личности и окружения
1.4 Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов к профессиональной деятельности
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Б) У медиков обнаруживается промежуточный тип уровня сформированности профессиональных планов. Из интервью следует, что большинство респондентов-медиков до последнего момента не придавали особого значения своему профессиональному самоопределению. Оканчивая школу, когда пришло время выбирать место дальнейшего обучения, они просто согласились с предложениями близких о поступлении в медицинский университет. При этом, несмотря на то, что 100% опрошенных медиков выразили свое намерение работать в медицинской сфере, они до сих пор не определились со своей будущей специализацией.

Также по результатам интервью удалось  установить, что данная группа студентов  характеризуется средней степенью заинтересованности в будущей профессии. Все опрошенные утверждают, что выбранная профессия представляет для них лишь практический интерес: ее престижность, гарантия трудоустройства, возможность хорошо заработать и т.д. Главным источником информации о будущей профессии все опрошенные медики считают своих родителей или близких. В семьях 100% респондентов-медиков хотябы один из членов семьи является практикующим врачом или имеет медецинское образование. Поэтому, общаясь с ними, часто посещая их работу, все респонденты с самого детства имеют достаточно четкие представления о требованиях и особенностях будущей своей профессиональной деятельности. Следовательно, можно говорить о высоком уровне информированности данной группы студентов о своей профессии.

Опираясь на вышеприведенные данные, можно утверждать, что основным мотивом профессионального самоопределения данной группы респондентов является мнение или желание ближайшего окружения: семья или близкие родственники. Все опрошенные медики отметили решающее значение этого фактора на выбор ими будущей профессии. Как уже говорилось, в семьях всех респондентов рассматриваемой группы хотя бы один из родителей или близких родственников является практикующим врачом или имеет медицинское образование. У одной (Жанна) – папа и бабушка, у второй (Валерия) – мама и бабушка имеют высшее медицинское образование и являются практикующими специалистами. В обоих случаях семьи являются неполными (родители разведены), однако значимым является влияние бабушек, поскольку они проживают совместно. У третьего респондента (Шамиль) мама имеет средне-специальное медицинское образование, долгое время проработала медсестрой (родители также разведены). Однако в этом случае наибольшее влияние на выбор профессии оказал родной дядя, который имеет высшее медицинское образование и также работает по специальности. Таким образом, семьи всех респондентов-медиков являются не полными, но во всех случаях прослеживается значительное влияние других близких родственников. Материальное положение своих семей опрошенные медики оценили как среднее. Однако, по их мнению, этот фактор не оказал ни какого влияния на их профессиональное самоопределение, поскольку все они поступили на бюджетные места, и учатся «своими силами», не затрачивая на учебу никаких материальных средств. Поскольку всего один респондент является иногородним, то не представляется возможным установить значимых показателей влияния этого фактора на профессиональное самоопределение студентов данной группы.

Среди других значимых факторов, повлиявших на выбор медиками будущей профессии, отмечено преобладание социально-экономических мотивов профессионального самоопределения (приводятся в порядке убывания значимости):

- Гарантия дальнейшего трудоустройства.  Все опрошенные медики уверены в том, что по окончании ВУЗа родители или их знакомые помогут им устроятся на работу по специальности. Значимость этого фактора отметили 100% опрошенных.

- Престижность профессии  и востребованность квалифицированных  специалистов-медиков. Также все  респонденты считают, что любая  медицинская профессия, независимо от ее специализации, пользуется в обществе уважением и, что она всегда будет гарантировать им занятость и достаточно высокий социальный статус. С разной степенью значимости этот фактор отметили 100% респондентов.

- Возможность, со временем, хорошо зарабатывать. Большинство  опрошенных медиков согласны  с утверждением, Что, несмотря  на столь плачевное материальное обеспечения работников здравоохранения, хороший врач всегда сможет найти дополнительные источники заработка (индивидуальные консультации, частная врачебная практика, некоторые студенты в этой связи отмечали развивающуюся в нашей стране практику семейных врачей и др.).

В) У психологов, также  как и у медиков, наблюдается  промежуточный тип уровня сформированности профессиональных планов. Анализ результатов интервью показывает, что все респонденты-психологи, выбирая место дальнейшей учебы, совершенно не задумывались о возможностях практического применения выбираемой профессии. Более того, двое из опрошенных респондентов вообще не имели никакого представления не только о возможностях профессии психолога, но и о самой психологии. При этом 80% респондентов еще в старших классах приняли твердое решение стать психологом и проявили высокую степень настойчивости при осуществлении своих планов. Так, например, 50% респондентов поступили со второго, а одна из них – с третьего раза. Причем, некоторые вначале пытались поступить на психологический факультет РГУ. Один респондент провалился на вступительных экзаменах, но поступил на коммерческой основе. 66,6% Респондентов-психологов посещали различные подготовительные курсы (преимущественно курсы при РГПУ).

Последний факт вызвал у нас некоторые затруднения при определении степени заинтересованности студентов данной группы в своей профессии. С одной стороны – практически все респонденты-психологи утверждают, что их уровень осведомленности о психологии был минимальным; с другой – наблюдается высокая степень настойчивости, проявленной ими при поступлении на психологический факультет. С целью разрешения этой проблемы мы выделили два компонента выбираемой профессии: содержательный и практический. Содержательный компонент, в нашем понимании, - это тот образ, «ореол» психологии и профессии психолога, который представлен в в массовом сознании других людей. Известно, что среди большинства непрофессионалов-психологов наиболее популярны два диаметрально противоположных представления о психологии и психологах: Агрессивно-пренебрежительное и восторженно-преувеличенное. В нашем случае значимым является второе представление, когда-либо психологии вообще, либо отдельным ее отраслям (например, NLP) приписываются сверхъестественные, полумистические свойства, а профессия психолога наделяется преувеличенными возможностями и ожиданиями. Практический же компонент – это реальные перспективы трудоустройства, оплата труда, возможности продвижения по служебной лестнице, престижность профессии, предоставляемый профессией социальный статус и т.п. Таким образом, если говорить о содержательном компоненте, то здесь отмечается высокая степень заинтересованности респондентов в будущей профессии. Что же касается практического компонента, то здесь следует говорить о низкой степени заинтересованности.

Эти же данные наглядно свидетельствуют  о низкой степени информированности опрошенных психологов о будущей профессии. Большинство респондентов отмечали, что о психологии в старших классах имели самые общие представления. Вот как, например, объясняла причину возникновения своего интереса к психологии одна из опрошенных студенток: «В старших классах мне очень нравился сериал «Секретные материалы». Я, наверное, была тогда даже фанаткой Дэвида Духовного (актер, исполнитель главной роли). Там было много сюжетов, обыгрывающих различные непознанные наукой феномены… Это сейчас я уже знаю, что они относятся, в лучшем случае к парапсихологии, а то и вообще к психологии не имеют никакого отношения. А тогда мне казалось, что это и есть психология и мне очень хотелось тоже заниматься исследованиями всяких таких загадок. Вот это желание и было единственной причиной, по которой я решила поступать на психологический факультет» (Аня).

Полученные в ходе интервью данные позволяют предположить, что основным мотивом профессионального самоопределения студентов рассматриваемой группы, стала потребность разобраться в собственных трудностях и проблемах, либо желание помочь разрешить конфликты между близкими (преимущественно конфликты родителей). Ведущее значение этого фактора подчеркнули 100% респондентов-психологов. Здесь следует отметить, что, рассказывая о своей семье, большинство опрошенных психологов выражали неудовлетворенность либо качеством семейных отношений, либо отмечали негативное влияние родителей на формирование и развитие их личности. Так, например, всего одна студентка-психолог (Ира) выразила достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством семейных отношений как родительских, так и своих с родителями, а еще одна (Даша) – отношениями с отцом (в последнем случае родители состоят в разводе). Все же остальные, с различной степенью выраженности, говорили о неудовлетворенности этими отношениями.

Согласно данным интервью, у 33,3% респондентов родители состоят  в разводе. По уровню образования родителей значимых соответствий в данной группе установить не удалось: у двух психологов оба родителя имеют высшее образование. У одной – папа техническое, все время проработал по специальности, мама – преподаватель химии и биологии, также долгое время проработала по специальности (именно в этом случае была отмечена абсолютная удовлетворенность семейными отношениями). Во втором случае –родители оба имеют высшее музыкальное образование. У одной студентки папа имеет высшее медицинское образование, до сих пор работает практикующим врачом, а мама имеет только среднее образование, не работала (именно эта студентка отметила свои хорошие отношения с отцом. С матерью она практически не общается). В последнем случае, на выбор психологического факультета РГПУ решающее влияние оказал отец, испытуемоя только согласилась с его выбором. Также у двоих респондентов родители имеют среднее образование (в этих случаях отмечена наивысшая степень неудовлетворенности семейными отношениями). У последней респондентки рассматриваемой группы папа – военный, все время был кадровым офицером, а мама имеет среднее образование, также не работала (в этом случае отмечается неудовлетворенность своими отношениями с родителями). Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между уровнем образования родителей и качеством семейных отношений (как родительских, так и детско-родительских): чем выше образовательный уровень родителей, тем выше степень удовлетворенности детей качеством семейных взаимоотношений.

Также не представляется возможным проследить влияние других социально-демографических факторов на выбор профессии студентами рассматриваемой группы, поскольку уровень материального обеспечения их семей варьирует от прожиточного минимума до выше среднего, а в Ростов большинство из них приехали абсолютно из разных регионов страны.

Не менее значимым фактором, оказавшим влияние на выбор  именно этой профессии, опрошенные психологи, считают потребности личностного роста: в самопознании, самораскрытии и самореализации. Все опрошенные были уверены, что приобретение психологических знаний не только поможет разобраться с собственными проблемами, но и позволит расширить свой кругозор и эрудицию, повысить интеллектуальный, общий культурный и духовный уровень и т.п. (см. также раздел 2.2.2.0.). Значимость этого фактора отметили также 100% психологов.

Другие мотивы профессионального  самоопределения: социальные, социально- экономические и др. для данной группы студентов не являлись значимыми, поскольку, как уже говорилось, они  характеризуются низким уровнем информированности о выбираемой профессии.

 

2.2.2 Мотивы обучения и  профессионального развития

Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в сам процесс деятельности и соответствуют ее социально значимым целям и ценностям; опосредованные же связаны с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющимися [57, с. 91]. К непосредственным мотивам относятся познавательные (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование, ориентация на новые знания) и мотивы развития личности (потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, стремление расширить кругозор и эрудицию, повысить свой общекультурный уровень). В структуре опосредованных мотивов различают социальные (сознание нужности высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность, социальная идентификация, определенное положение в группе, одобрение преподавателей) и мотивы достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу).

В ходе нашего исследования были выявлены следующие Основные мотивирующие факторы обучения и профессионального развития:

А) У дизайнеров отмечено явное преобладание непосредственных мотивов обучения и профессионального  развития, а именно: стремление заниматься творческой деятельностью (группа познавательных мотивов). Все опрошенные дизайнеры утверждают, что основным мотивирующим профессиональное развитие фактором является сам процесс и содержание их деятельности. Что творческий акт, процесс реализации какого-либо проекта – продуктивная деятельность - мотивирует не только процесс обучения, но и дальнейшее профессиональное их развитие. Отмечается глубокая вовлеченность дизайнеров в творческий процесс, явная зависимость уровня их мотивации от результативности этого процесса (от степени удовлетворенности качеством конечного продукта деятельности). «Если у меня что-то не получается, то я становлюсь раздражительной, мне все хочется бросить и вообще обо всем забыть. Я сразу начинаю думать, что из меня никогда не получится по-настоящему хорошего дизайнера, что у меня вообще нет никаких способностей, что я бесталанная, ничтожная… дура. Когда же у меня все получается, когда мне самой по-настоящему нравится моя работа, тогда меня просто переполняют новые идеи и желание тут же их реализовать. У меня начинается бурная деятельность, я про все забываю - с головой ухожу в работу: могу по несколько суток не спать, забывать покушать…» (Света).

Не менее значимым мотивом обучения и профессионального  развития для данной группы студентов, является поддержка со стороны окружающих (прежде всего значимых «других»: родители, друзья, авторитетные преподаватели и др.): проявление интереса к их работе, поощрение к дальнейшему развитию, положительная оценка, как профессиональных качеств, так и результатов их деятельности (группа опосредованных социальных мотивов). Все Респонденты-дизайнеры говорили о том, что такая поддержка со стороны окружающих не только в значительной мере облегчает им выполнение учебных заданий или заказов, но и стимулирует их творческую активность. «Когда хвалят меня или какую-нибудь мою работу, то у меня появляется какая-то легкость, я как будто летаю… Все получается легко, быстро и незаметно… В такие моменты кажется, что на работу я не затрачиваю никаких усилий, все получается само собой, даже когда делаю что-то очень сложное… Сразу появляется целая куча идей, которые тут же хочется воплотить в жизнь. Когда же у меня что-то не получается, или кто-то начинает критиковать мою работу, особенно если я считаю, что она у меня получилась хорошо, то как будто бы внутри все обрывается… Ничего не хочется делать, да ничего и не получается – все валится из рук… И это на долго выбивает из колеи» (Оксана).

Также значимым мотивом  профессионального развития студентов-дизайнеров являются и мотивы достижения: лучше  подготовиться к профессиональной деятельности и получить хорошо оплачиваемую работу (группа опосредованных мотивов). Все опрошенные дизайнеры осознают, что для осуществления своих профессиональных планов (см. разделы 2.2.1.0. и 2.2.3.0.) им необходимо стать квалифицированными специалистами в своей области. Поэтому свое обучение в ВУЗе они считают наиболее приоритетным видом деятельности на данном этапе своего развития. За это время они хотят овладеть как можно большим количеством техник ИЗО, ознакомиться с новыми компьютерными приложениями (компьютерная графика, анимация, вебдизайн, приложения архитектурного и дизайнерского конструирования и др.), изучить современные тенденции в технике построения рекламы, в стилях и направлениях современного дизайна и т.д. Однако эти мотивы для студентов данной группы все же являются вторичными и рассматриваются ими скорее как средство, основа для реализации более значимых целей.

Информация о работе Профессиональное и психологическое развитие личности студентов