Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:46, дипломная работа
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения между типами личности и окружения
1.4 Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов к профессиональной деятельности
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Также было установлено, что рассматриваемая группа студентов характеризуется высоким уровнем реалистичности послевузовских ожиданий. Воспитываясь в семьях практикующих медиков, а также Благодаря интенсивности практических занятий в университете, респонденты хорошо осведомлены о всех трудностях и преимуществах будущей профессиональной деятельности, а также о потенциальных возможностях и ограничениях (социальных, экономических, физических и др.) будущей своей профессии. 70% опрошенных уверены в том, что они будут работать в медицинской сфере, однако никто из них до сих пор не определился с будущей своей специализацией. Дополнительным фактором, позволяющим говорить о высоком уровне реалистичности послевузовских ожиданий медиков, можно считать осознание ими Гарантии дальнейшего трудоустройства по специальности. Гарантом в данном случае выступают связи в сфере здравоохранения родителей респондентов или их родственников-медиков.
При этом, опрошенные медики характеризуются средним уровнем Конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Согласно результатам методики «ОПП», всего у одного респондента ведущим является социальный профессиональный тип (21 положительный выбор, из 36 возможных). У остальных он является вторым, сопутствующим типом (17 и 18 положительных выборов). Кроме этого, студенты данной группы отличаются низким уровнем дифференцированности профессиональных предпочтений, что и позволяет делать заключение о средней степени конгруэнтности (см. прил. 4. табл. 2).
Анализируя результаты исследования, значимых закономерностей в отношении профессиональной мобильности данной группы студентов выявить не удалось. Однако, опираясь на косвенные данные, полученные в ходе интервью, можно предположить, что у респондентов-медиков достаточно низкий уровень профессиональной мобильности. Говоря о будущей своей профессиональной деятельности, они видят себя на каком-либо одном конкретном месте, развивающимися лишь в рамках своей специальности, совершенствующими свои профессиональные качества (развитие профессионализма деятельности). Сколь бы то ни было Значительного продвижения по службе или карьерного роста в медицинской сфере они также не предполагают, Что может свидетельствовать о низком уровне профессиональных притязаний опрошенных студентов-медиков.
В) У психологов обнаружено преобладание внешнего положительного типа мотивации профессиональной деятельности. 100% респондентов-психологов утверждают, что наибольшее значение они придают мотивам личностного роста: расширение своего кругозора, возможность интеллектуального и духовного роста, а также социальным мотивам: возможность помогать людям, приносить пользу обществу и т.д. Отмечая значимость последних мотивов, психологи говорили о том, что в детстве и юности они сталкивались со многими проблемами, которые им удалось успешно разрешить. Как правило, в этом им помогали другие люди: школьные психологи, учителя, знакомые и др. Теперь они испытывают желание и даже потребность оказывать посильную помощь другим, нуждающимся в помощи людям. «Я очень хорошо помню, как плохо мне было лет в 14-15, когда рядом не было никого, к кому бы я могла обратиться за помощью. Доходило до того, что я не раз серьезно задумывалась о самоубийстве, но не хватало смелости. Поэтому сейчас мне самой по-настоящему хочется помогать людям, оказавшимся в похожей ситуации» (Лена). С различной степенью значимости об этом говорили большинство опрошенных психологов.
По результатам интервью было установлено, что студенты данной группы характеризуются средним уровнем реалистичности послевузовских ожиданий. Большинство респондентов-психологов, также как и дизайнеры, еще обучаясь на третьем-пятом курсах в ВУЗе, получили первичное знакомство с практическими особенностями своей профессии. У них есть некоторый опыт психологической или педагогической работы в школе или летних лагерях, 66,6% опрошенных работают или работали на МТД (молодежный телефон доверия), 50% пробовали свои силы в роли репетитора, 83,3% посещали и посещают различные психологические конференции, семинары, тренинги и т.п. Благодаря такой активности, они имеют представление об особенностях и требованиях будущей профессии. При этом всего одна из опрошенных психологов (Ира) окончательно определилась с местом своей будущей работы. У остальных же, несмотря на имеющийся практический опыт, до сих пор не сложилось четкого представления о реальных возможностях трудоустройства молодого специалиста-психолога, выпускника РГПУ. Так, например, наиболее реальную перспективу работать психологом или преподавателем в школе они либо вообще не рассматривают как один из возможных вариантов, либо согласны заниматься этой деятельностью только в самом начале своей профессиональной карьеры. В дальнейшем психологи хотели бы заниматься такими видами профессиональной деятельности, как: «провести собственное исследование, создать по его результатам новую психотерапевтическую методику, а затем применять ее в своей работе с клиентами»; «разработать и внедрить новую образовательную программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста»; «открыть свою собственную школу и обучать детей по какой-нибудь прогрессивной методике» и др. (из интервью с респондентами-психологами).
При этом, студенты рассматриваемой группы характеризуются высокой степенью конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Данные методики «ОПП» свидетельствуют, что у 60% респондентов ведущим профессиональным типом является С-тип, а 80% респондентов-психологов сделали 24-27 (из 36 возможных) положительных выпоров в пользу социальной сферы деятельности (см. прил. 4. табл. 2).
Полученные в ходе нашего исследования данные, позволили определить высокий уровень профессиональной мобильности студентов рассматриваемой группы. Большинство опрошенных респондентов выразили намерение попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности (преимущественно социальных), и как правило не ограничивают себя рамками получаемой профессии. В качестве возможных областей применения своих знаний и умений они рассматривают: психологическое консультирование или психотерапию, Преподавательскую или научную деятельность, работу с кадрами или бизнес-консультирование, и др. При этом, у всех респондентов-психологов отмечается средний уровень профессиональных притязаний. Все они утверждают, что хотели бы найти престижную и высокооплачиваемую работу, однако это не является основным требованием к ней и главной целью их профессиональной деятельности. Все опрошенные психологи предпочитают не ограничивать свое профессиональное развитие рамками профессиональной деятельности, а связывают его с более широкой сферой деятельностей (см. раздел 2.2.4.0.).
2.2.4 Взаимосвязь
и взаимовлияние
В общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию. Личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связь: с одной стороны, особенности личности субъекта труда оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой — само развитие личности происходит под влиянием специфики профессиональной деятельности. В науке накоплено немало фактов, свидетельствующих, что профессиональная деятельность, выполняемая субъектами труда, обязательно приводит к известному сходству их личностных черт и качеств, однонаправлено влияет на систему отношений личности, ее установки, интересы, нормы регуляции поведения и даже в известной степени — на ее образ жизни [16].
В ходе нашего исследования
были установлены различия во взаимосвязи
и взаимовлияния
А) У дизайнеров эти процессы дифференцировать практически не удалось. 100% респондентов-дизайнеров полностью отождествляют свое психологическое развитие с профессиональной деятельностью. Иначе говоря, профессиональная деятельность является основным смыслообразующим фактором их самореализации. Таким образом, можно предположить, что профессиональная деятельность инициирует и ведет за собой развитие их личности. По результатам интервью была установлена тесная взаимосвязь успехов или неудач в профессиональной деятельности с психологическим развитием личности. Так, например, неудачи в профессиональной деятельности провоцируют возникновение глубоких личностных кризисов, сопровождающихся резким снижением самооценки и уровня притязаний, развитием депрессивных состояний, уходом в себя и т.п. Это подтверждают данные теста Кеттелла: у 100% респондентов значение фактора C=-, что является показателем эмоциональной неустойчивости. Успешная же профессиональная деятельность, как уже отмечалось, является основным мотивирующим фактором не только профессионального, но и личностного роста.
Как уже говорилось, у данной группы студентов было отмечено отсутствие или значительно ограниченный круг других, не относящихся к их профессии интересов. Все опрошенные дизайнеры отметили, что круг их интересов ограничен будущей профессией: посещение выставок, творческих фестивалей и т.п. Большую часть своего «свободного» времени они предпочитают потратить на работу либо над своими проектами, либо на расширение своей профессиональной компетентности: чтение специальной литературы, овладение навыками работы на компьютере, изучение новых компьютерных приложений и т.д. Как правило, такая чрезмерная вовлеченность в работу идет в ущерб личной жизни респондентов. Всего одна из девушек-дизайнеров (Оксана) встречается с молодым человеком, с которым у них постоянные конфликты на почве ее «одержимости» учебой и работой. Остальные утверждают, что: «Пока меня все в моей личной жизни устраивает», «Мне не хочется тратить сейчас свое время на поиск и установление близких отношений», «Сейчас мне это не интересно», «У меня нет на это времени» и т.п. (из интервью с респондентами-дизайнерами).
Факт узкой направленности
личностно-профессионального
Б) У медиков, наоборот, наблюдается четкая дифференциация профессионального и психологического развития их личности. 100% респондентов-медиков четко разделяют сферы профессиональной и других видов своей деятельности. Профессиональное развитие и будущая профессиональная деятельность рассматривается ими лишь как средство для достижения определенного социального статуса, материального благополучия и т.п. Хотя некоторые из респондентов и отметили значимость таких факторов, как престижность их профессии, возможность приносить пользу людям, оказывать им помощь, они, тем не менее не считают медицину своим «призванием», делом своей жизни. Т.е., профессиональная деятельность и возможные профессиональные достижения не рассматриваются нашими респондентами-медиками в качестве основного или приоритетного направления их самореализации.
В отношении возможных направлений психологического развития в среде обследованных медиков значимых закономерностей установить не удалось. Каждый из респондентов развитие своей личности связывает с различными сферами деятельности. Отмечались: творчество (участвовать в театральных постановках, написать книгу, писать стихи, овладеть каким-нибудь музыкальным инструментом и др.), общественная и исследовательская деятельность (различные виды волонтерской деятельности, провести собственное исследование и сделать значимое в медицине открытие и т.п.), для респондентов-девушек наиболее значимым является реализация себя как Женщины, как Матери. Большинство опрошенных важное место среди своих интересов отводят чтению серьезной художественной литературы (классической, книг философско-драматического содержания).
В) У психологов оба эти процесса достаточно тесно взаимосвязаны, однако полученные в ходе интервью данные позволяют предположить, что личностное развитие студентов-психологов все же доминирует. Профессиональное развитие является, с одной стороны - опорой (в некоторых случаях толчком) для дальнейшего психологического развития, а с другой – с течением времени, становится лишь одним из нескольких (не всегда основным) направлений самореализации психолога. Как правило, успешная работа на первых курсах с собственными проблемами и трудностями актуализирует у студентов рассматриваемой группы потребности личностного роста: потребность в самопознании, самораскрытии, самореализации и др. Обучение на психологическом факультете (профессиональное развитие) в значительной мере удовлетворяет этим потребностям, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для дальнейшего личностного развития. Очевидно, что развитие личности предполагает расширение сферы интересов и видов деятельности, в которые она включается, в результате чего профессиональное развитие и профессиональная деятельность психолога оказывается лишь одной из многих его деятельностей. Все респонденты-психологи выразили согласие с утверждением о том, что оказать эффективную психологическую помощь может только постоянно развивающийся, самосовершенствующийся психолог, успешно преодолевший свои трудности и разрешивший собственные проблемы. Поэтому психологическое развитие своей личности все опрошенные студенты-психологи считают необходимым и основным условием, позволяющим стать хорошим специалистом и залогом успешности будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, у данной группы студентов отмечается широкий круг интересов как сопутствующих профессиональным, так и практически к ним не относящихся. Среди наиболее предпочитаемых видов деятельности психологи называли: творчество (заниматься музыкой, писать книги, участвовать в театральных постановках); социальную активность: (Общение с людьми, посещение различных семинаров, конференций, клубов по интересам, групп встреч, поездки в летние лагеря и др. работа с детьми, различные виды волонтерской деятельности); научно-исследовательскую деятельность (провести собственное исследование и создать новую психотерапевтическую методику, разработать и внедрить новую образовательную программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста, открыть свою собственную школу и др.).
Кроме данных интервью, этот факт наглядно иллюстрируют результаты методики «ОПП», согласно которым, ведущим профессиональным типом 40% опрошенных психологов является А-тип, у 60% он является вторым или третьим, сопутствующим типом. У 40% респондентов вторым, сопутствующим типом является И-тип. Причем, разница между показателями ведущего и сопутствующего типов не значительна (2-6 баллов, при 8 – значимый показатель дифференцированности), что является показателем, с одной стороны, высокой степени заинтересованности в других, не связанных с профессиональной, видах деятельности , с другой - показателем слабой дифференцированности профессиональных интересов респондентов (см. прил 4. табл. 2).
2.2.5 Трудности
профессионального и
Трудность, в нашем
понимании – это наличие
Внешние препятствия - носят преимущественно объективный характер. Объективная составляющая препятствия психологически интересна, лишь поскольку она обусловливает прерывание действия и, следовательно, недостижение или отсрочку мотива.
Внутреннее препятствие - носят преимущественно субъективный характер. Субъективная составляющая психологически интереснее, чем объективная (Внешнее препятствие). Выделяют четыре класса внутренних препятствий, определяющих содержательные различия порождаемых ими личностных смыслов.
1) Иные конфликтующие
смыслы тех же обстоятельств.
Дело в том, что
Информация о работе Профессиональное и психологическое развитие личности студентов