Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:46, дипломная работа
Целью настоящей работы является попытка осветить данную проблему «изнутри», взглянуть на нее глазами современного студента, а именно, установить причины возникновения некоторых специфических трудностей профессионального и личностного развития студентов современных ВУЗов: трудностей профессионального самоопределения, профессионального развития и профессиональной деятельности, в частности, и социализации в целом, а также отследить динамику их развития.
Глава I Личностно-профессиональное развитие студента
1.1 Понятие «профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального выбора Дж. Холланда
1.2 Виды социального окружения
1.3 Отношения между типами личности и окружения
1.4 Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
1.5 Мотивы профессионального самоопределения молодежи
1.5.1 Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
1.5.2 Мотивационная сфера профессионального самоопределения
1.5.3 Мотивы обучения и профессионального развития
1.6 Готовность студентов к профессиональной деятельности
1.7 Основные характеристики личностного развития
1.8 Динамика ценностных ориентаций молодежи
Глава II Профессиональное и психологическое развитие личности студентов (результаты исследования)
2.1 Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.2.1 Мотивы профессионального самоопределения
2.2.2 Мотивы обучения и профессионального развития
2.2.4 Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития
2.2.5 Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Б) У медиков отмечается преобладание опосредованных мотивов обучения и профессионального развития, а именно, мотивов достижения: лучше подготовиться к профессиональной деятельности, и найти хорошо оплачиваемую работу. Все респонденты-медики утверждают, что наиболее значимым мотивом профессионального развития для них является Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, стремление стать хорошим специалистом, профессионалом в своей области. Они осознают, что дальнейшее их трудоустройство и успешность профессиональной деятельности напрямую связаны с уровнем их профессиональной подготовки и осведомленности (см. также раздел 2.2.1.0.).
Среди остальных мотивов обучения и профессионального развития основное место занимают также опосредованные мотивы из группы социальных мотивов (приводятся в порядке убывания значимости):
- Определенное положение
в группе. Как уже отмечалось,
Все респонденты-медики
- Сознание нужности высшего образования. Также все опрошенные студенты данной группы считают, что человек без высшего образования не может достичь в нашей стране ни высокого статуса, ни материального благополучия. Таким образом, медики склонны рассматривать этот фактор скорее как мотив достижения, а наличие высшего образования – как средство, необходимое условие для реализации других, более значимых целей и мотивов профессиональной деятельности. Поэтому сознание нужности высшего образования также занимает достаточно высокое место в иерархии мотивов обучения и профессиональной деятельности студентов рассматриваемой группы.
- Социальная идентификация.
Большинство респондентов (из семей,
в которых сложились
Особый интерес для нашего исследования может представлять тот факт, что, Говоря о мотивах обучения в ВУЗе и своего профессионального развития, респонденты рассматриваемой группы практически не называли ни познавательных мотивов, ни мотивов личностного роста (группа непосредственных мотивов). Анализ этого феномена см. в разделе 2.2.4.0.
В) У психологов было выявлено явное преобладание непосредственных мотивов обучения и профессионального развития, прежде всего, мотивов личностного роста: потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, Стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить свой общекультурный уровень. Несмотря на высокий процент (80%) разочаровавшихся либо в учебном процессе, либо в своих представлениях о возможностях психологии как науки, либо в своих способностях к деятельности психолога (см. раздел 2.2.5.2.) – 100% Респондентов-психологов заявляют, что у них не возникало желание бросить обучение или сменить специальность. Более того, они утверждают, что, даже если не будут в дальнейшем работать по специальности, их интерес к психологии останется, и они не будут сожалеть по поводу затраченного на обучение времени.
Не меньшую значимость для студентов-психологов имеют и познавательные мотивы (группа непосредственных мотивов) обучения и профессионального развития (приводятся в порядке убывания значимости):
- Стремление к творческой
и исследовательской
- Самообразование. Из
интервью следует, что все
- Ориентация на новые знания. С различной степенью значимости, этот фактор отметили также все респонденты-психологи. Как будет показано в разделе 2.2.4.0., студенты рассматриваемой группы характеризуются обширной сферой разнообразных интересов как связанных с их профессиональной деятельностью, так и не имеющими к ней никакого отношения. Они считают, что обучение на психологическом факультете способствует еще большему расширению сферы их интересов. Поэтому этот мотив, также во второй половине учебного цикла, занимает довольно высокое место в иерархии мотивов, прежде всего обучения, а также профессионального развития психологов.
Среди опосредованных мотивов обучения и профессионального развития, значимым мотивом психологи считают только «сознание необходимости высшего образования» (группа социальных мотивов). Большинство опрошенных психологов, также как и медики, согласны с тем, что без высшего образования сегодня невозможно ничего добиться в жизни. Однако, в отличие от медиков, студенты рассматриваемой группы придают этому мотиву несколько иное значение. В этой связи Особый интерес представляет тот факт, что практически все опрошенные студенты-психологи проигнорировали мотивы достижения: лучше подготовиться к профессиональной деятельности и найти хорошо оплачиваемую работу (группа опосредованных мотивов). Таким образом, сознание значимости высшего образования рассматривалось ими скорее как фактор личностного роста, а не как средство, способствующее профессиональным достижениям, как это прослеживалось у медиков.
2.2.3 Готовность студентов
к профессиональной
Отношение студентов к профессии, т.е. к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень мотивационно-целевой основы деятельности - мотивацию профессиональной деятельности. По степени ее сформированности можно судить о готовности студентов к профессиональной деятельности. Структура этой мотивации многозначна по содержанию и различным формам. Теоретической основой изучения мотивации профессиональной деятельности является концепция о внутренней и внешней мотивации [55]. О внутреннем типе можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, не связанных с ней (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные [37].
Кроме мотивации, готовность студента к профессиональной деятельности характеризуется уровнем его профессиональных и материальных притязаний, социальной и профессиональной мобильности, а также степенью реалистичности послевузовских ожиданий.
Под реалистичностью послевузовских ожиданий мы понимаем степень сформированности в сознании студента представлений о требованиях, потенциальных возможностях и ограничениях выбранной профессиональной деятельности, а также степень соответствия индивидуально-психологических особенностей его личности (например, способностей) требованиям этой деятельности.
Профессиональная мобильность. Мы различаем горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность. Под горизонтальной профессиональной мобильностью мы понимаем предрасположенность студента к смене рабочих мест либо в рамках своей специализации, либо к смене профессии (переквалификация и поиск работы совершенно иного рода). Под вертикальной профессиональной мобильностью мы понимаем продвижение субъекта труда по служебной лестнице, его карьерный рост. Одним из индикаторов вертикальной профессиональной мобильности является уровень профессиональных притязаний.
Профессиональные притязания - это максимально высокий уровень профессионализма, материального благосостояния, социального статуса, которого студент хотел бы достичь посредством успешной профессионально деятельности.
Различают три уровня реалистичности послевузовских ожиданий, профессиональной мобильности и профессиональных притязаний: низкий, средний и высокий. В ходе нашего исследования были установлены значительные различия между обследуемыми группами студентов по данным показателям готовности к профессиональной деятельности.
А) Опираясь на данные, полученные в ходе интервью, с высокой степенью вероятности можно предположить, что все опрошенные дизайнеры характеризуются внутренним типом мотивация профессиональной деятельности. Именно эта группа студентов отличается от других наибольшей заинтересованностью в своей профессиональной деятельности и глубокой вовлеченностью в нее. Причем, в качестве мотивирующих факторов в данном случае выступают не только профессиональные цели или результаты деятельности, но и сам творческий процесс, сама профессиональная деятельность (см. раздел 2.2.4.0.).
Было также установлено, что у студентов-дизайнеров - самый низкий уровень реалистичности послевузовских ожиданий. Несмотря на то, что 100% респондентов заявили о достаточно высоком уровне профессиональных притязаний: все они уверены, что будут работать по специальности, в успешности своей профессиональной деятельности (большинство из них видят себя через 5-7 лет после окончания учебы руководителем собственного рекламного агентства или дизайнерской фирмы), а также осознают, с какими трудностями им предстоит столкнуться и даже, что поможет их преодолеть, при этом они практически не имеют представления о том, как эти знания применить на практике. Более того, все респонденты-дизайнеры имеют опыт работы (точнее подработки) по своей специальности либо в соответствующих организациях (преимущественно в рекламных агентствах), либо выполняя индивидуальные заказы (фотография, плакаты, открытки, буклеты, визитки и т.п.). Однако всю эту работу подыскивали и предлагали им, как правило, другие: преподаватели, знакомые и др. Практически у всех опрошенных дизайнеров присутствует представление о том, что подобным же образом устроится и дальнейшая их профессиональная деятельность: «Начинать, конечно, придется с работы в какой-нибудь фирме, а параллельно выполнять частные заказы знакомых. Знакомые расскажут обо мне и о моей работе своим знакомым, а те своим… Так через некоторое время я стану известной и смогу уйти с постоянной работы и начать свое дело…» (Вероника) и т.п. Самостоятельно же они не могут найти заказчика, продвинуть готовый свой проект, плохо ориентируются в конъюнктуре рынка рекламных и дизайнерских услуг. Кроме этого, они не готовы, прежде всего эмоционально, к преодолению возможных трудностей: к жесткой конкуренции, к неизбежным неудачам, к возможно длительной и упорной борьбе за признание и известность.
Это подтверждают данные теста Кеттелла: у 100% респондентов значение фактора c=-, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, а у 70% - значение фактора O=+, показатель повышенной тревожности (см. прил. 4. табл. 1). Однако результаты методики «ОПП» демонстрируют прямо противоположную картину. Согласно этим результатам, дизайнеры характеризуются наивысшей степенью конгруэнтности индивидуально-психологических особенностей личности требованиям выбранной профессии. Ведущим профессиональным типом 100% респондентов является А-тип (30 – 35 положительных выборов из 36 возможных), при этом разница между ведущим и вторым, сопутствующим типом, составляет 8-13 баллов, что является показателем высокой степени дифференцированности их профессиональных предпочтений (см. прил. 4. табл. 2).
Вышеприведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что опрошенные студенты рассматриваемой группы отличаются средним уровнем профессиональной мобильности. Изменения вида будущей своей профессиональной деятельности они допускают только в рамках получаемой профессии: либо дизайнер, либо художник-оформитель, либо художник анимации или компьютерной графики и т.п. Кардинальная смена рода профессиональной деятельности нашими респондентами-дизайнерами вообще не рассматриваются, даже в качестве возможной (или неизбежной) альтернативы (см. раздел 2.2.1.0.). Что же касается вертикальной мобильности (карьерный рост), то здесь, как уже отмечалось, наблюдается высокий уровень профессиональных притязаний. Все опрошенные дизайнеры предполагают, что работать в какой-либо организации они будут не более двух-трех лет, после чего начнут свое дело: либо работать в собственной студии, выполняя частные заказы, либо откроют свою фирму или агенство. В первом случае предполагается развитие и совершенствование профессиональных навыков и умений, профессионализация в рамках своей специальности (развитие профессионализма деятельности), во втором – продвижение по карьере, процесс общей социализации (развитие профессионализма личности).
Б) У медиков, в ходе нашего исследования, было отмечено преобладание внешнего позитивного типа мотивации профессиональной деятельности. Наибольшее значение все опрошенные респонденты придают мотивам достижения: стать хорошим специалистом в своей области, профессионалом своего дела. 100% респондентов-медиков осознают, что для успешности профессиональной деятельности им необходимо стать высококвалифицированными специалистами, поскольку только это даст им гарантии выгодного трудоустройства, хорошего заработка, позволит достичь желаемого социального статуса. Однако, рассматривая мотивационные тенденции профессиональной деятельности данной группы студентов, не стоит забывать о том, что значительное влияние на профессиональное их самоопределение оказали значимые «другие», а они (студенты) только согласились с предложенным вариантом. Поэтому стоит отметить значимость для них таких мотивов, как: продолжить семейные традиции, снискать одобрение и поддержку родителей или близких, престижность профессии, занять положение в обществе и т.п.
Информация о работе Профессиональное и психологическое развитие личности студентов