Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

 Для подтверждения  выдвинутой гипотезы были выделены  социальные уровни: семьи, сверстников,  школы, предприятий, общественных  организаций; описаны их психологические  представления подростков, а также  установлено отношение молодежи  к группам сверстников. В каждой  из перечисленных социальных  групп преобладают негативные  установки на восприятие подростково-юношеского  возраста. Родители рассматривают  своих повзрослевших дочерей  и сыновей детьми, которые нуждаются  во взрослой опеке. Сверстники  сформировали стандартный образец  удачливого, сильного, богатого и  умного подростка. Каждый, кто  не подходит под образец, изгоняется  из сообщества или становится  объектом насмешек и издевательств.  Средняя и высшая школа не  может преодолеть установку на  отличника, усидчивого и прилежного  в добывании книжных знаний. Предприятия  рассматривают молодых людей  в качестве бесплатной рабочей  силы, будущего трудового резерва  страны. Государственные и общественные  организации, а также СМИ и  рекламные компании предпочитают  экспериментировать с данной  категорией лиц. Молодежь может  служить «пушечным мясом» в  военных событиях или может  быть вовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличными потребностями в соответствии с перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные  установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они  не хотят следовать их советам. Нереализованные  надежды взрослых, зависть со стороны  стареющих родителей, сосредоточенность  на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный  опыт пластичных отношений, не формируются  разумные ценностные ориентации и ценности.

 Усугубляются отношения  со сверстниками. Страх в получении  отрицательных эмоциональных неудач  сильнее, чем отрицательный опыт. Жизненная философия молодежи  проста и ужасна: нельзя быть  изгоем. Так, приобретенные в сегодняшнее  время болезни анорексия (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компаниях сверстников.

Подросток предъявляет претензии средней и высшей школе за то, что в них отсутствует единство теоретической базы и практических источников реализации накопленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства подростков преобладают негативные установки на образование. Некоторые группы рассматривают образование как промежуточный этап на жизненном пути. Усугубляются ощущения своей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности в экономической деятельности. С одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного заработка. С другой, как считает многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют труд повзрослевших детей. Известные требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи и психологи полагают, что подросткам следует подчиниться правилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою социальную нишу.

 И, наконец, развиваясь  в информационном обществе, подростки оказываются безоружными под мощным воздействием СМИ и рекламы, анонсирующими жестокость и насилие. Как уточняют исследователи, дети с высокими когнитивными показателями выступают в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что они принимают безоговорочно правила игры, моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране.

Таким образом, неблагоприятные  условия в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликтные  ситуации, различные психофизические  отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой  острой формы девиантного поведения подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

 

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое  выражается в физической или психологической  зависимости от наркотиков, непреодолимом  влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. Наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление  наркотиками ведет к росту  смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике  общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются  преступления, так как в состоянии  «ломки» наркоман способен на любое  преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается  на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду  семьи. Наркоман по мере развития болезни  деградирует как личность, так  как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей  к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда  подросток попадает под влияние  так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать  «травку» следует, как правило, после  психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется  в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром  — «ломка», т. е. организм уже требует  новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая - «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется  патологическим влечением к спиртному  и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство —  это неумеренное потребление  алкоголя, которое наряду с угрозой  здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

Употребление подростками  алкогольных напитков запрещено  законом. Однако результаты некоторых  обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные  напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих  алкоголь, потенциальные алкоголики.

Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки  в большинстве случаев приобщаются  через друзей и знакомых, то к  алкоголю — через членов семьи. Они  же, по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для  подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло  в пьянство, дети воспринимают алкогольное  застолье как естественное и даже обязательное явление. О том свидетельствуют  сюжеты детсадовских игр, имитирующих  поведение взрослых за праздничным  столом. На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные -наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения  и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование предпочтительного  отношения к алкоголю как обязательному  элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста.

В процессе детских игр  с «алкогольным содержанием» явственно  проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся, прежде всего, ритуалы, связанные с  потреблением спиртного, вызывает интерес  его опьяняющее действие. Ритуалы  формируют у ребенка отношение  к алкоголю как к ценности и  ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного  воспринимается как факт положительный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Так, уже в первые годы жизни у ребенка закладывается модель будущего алкогольного поведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления».

Вторая причина пьянства подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.

Привлекательность спиртного  усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино и телегероев - наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных.

Еще одна причина подросткового алкоголизма - пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у  детей, о благополучии которых чрезмерно  заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они - продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как  компенсирующий фактор, позволяющий  якобы сгладить дефекты личности. Для молодежи алкоголь служит универсальным  средством раскрепощения и преодоления  застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.

Проституция. Долгое время  проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна, внешняя, - приятная, другая - скрытая и нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями, наркологическими больницами. Таков обычный финал.

Термин «проституция»  происходит от латинского слова —  осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

 а) род занятий —  удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

 б) характер занятий  — систематический промысел в  форме половых связей с разными  лицами, без чувственного влечения  и направленный на удовлетворение  половой страсти клиента в любой форме;

 в) мотив занятий  — заранее согласованное вознаграждение  в виде денег или материальных  ценностей, которые являются основным  или дополнительным источником существования проститутки.

Помимо общих причин существования  проституции, социально-экономических  и морально-этических, можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина  кроется в среде, которая окружает проституток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают  свои нормы взаимоотношений с  проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Информация о работе Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы