Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что  безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно  относятся к воспитанию своих  детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всегда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.

В-четвертых, формирование у  ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую  позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а  также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего  возраста. Упущения в этом отношении  приводят к невосполнимым последствиям.

В-пятых, воспитание с раннего  детства волевых качеств и  чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия  над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют  воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

воздерживаться от наказания  детей и, особенно, подростков в присутствии  сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

не наказывать с применением  силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут  привести к серьезным психическим  травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

 не наказывать ребенка  хладнокровно, безжалостно, устраивать  своего рода экзекуции как какую-то работу.

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

Значительная часть проступков со стороны подростков и юношества  совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной  стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших  материальных средств, что побуждает  наркомана к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства  постепенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и  в школе, пагубность алкоголя и наркотических  средств. И все же наиболее действенным  средством выступает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.

В-восьмых, побуждение ребенка  к самовоспитанию и обучение его  методике работы над собой.

Важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

 

II. Повышение воспитательной  роли образовательных учреждений  в предупреждении и преодолении  девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для  их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с  еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные  группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, как воспитатель  образовательного учреждения имеет  возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный  предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы. Путями усиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

создание наиболее благоприятной  обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

создание при образовательных  учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и  подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

 

III. Развитие целесообразного  взаимодействия семьи и школы;  семьи, школы и административных  органов по месту жительства  в предупреждении и преодолении  девиантного поведения детей и подростков

Единство семьи и школы  объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

организация методических семинаров  при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

создание попечительских родительских организаций при образовательном  учреждении; приобщение родителей к  активному участию в мероприятиях класса, школы;

посещение учителями детей  на дому (проявление заинтересованного  участия в том, как живут ученики);

помощь и поддержка  родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального  педагога школы.

 

IV. Управление наиболее  целесообразным влиянием на круг  общения, взаимодействия ребенка  в процессе его развития, воспитания.

Значительное влияние  на развитие, воспитание ребенка оказывают  те люди, которые непосредственно  взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут  влиять на ребенка, подростка, в каком  направлении они будут его вести.

Ребенок уже в детском  саду оказывается в окружении  определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых  имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный  характер. Данный факт говорит о  том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство  в умении управлять воспитательными  воздействиями на ребенка, подростка  через тех людей, которые его  окружают, те группы, коллективы, в которые  он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том  или ином окружении от влияния  негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

 

V. Развитие внешкольной  системы консультирования и помощи  семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются  как государственные, так и негосударственные  центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных  специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

При центрах по работе с  семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они  получают возможность в благоприятных  условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно  и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров  и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

 

VI. Повышение роли специальных  учреждений по пере, воспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

К настоящему времени имеются  различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.

 

VII. Развитие сети центров  по преодолению социально-педагогических  проблем детей, подростков, юношества;  педагогической коррекции, педагогической  реабилитации; медико-социально-педагогических  по преодолению детского и  юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв  насилия, социальной виктимологии.

Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего  возраста. Ранняя педагогическая коррекция  ребенка способствует наиболее полному  его развитию, а в последующем  нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:

собственно центры, работающие по определенным направлениям, в зависимости  от проблем детей (их пока очень мало);

подготовленные специалисты  широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить  глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие  в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при  опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной  и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добиться оптимального результата;

широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров  о центрах педагогической коррекции  и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной  адаптации детей, проходящих или  прошедших педагогическую коррекцию.

 

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы  на работу с различными категориями  детей, нуждающихся в педагогической реабилитации, — восстановлении утраченного  опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого  внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают  педагогические проблемы работы с жертвами насилия. Их в современных условиях, к сожалению, много. В международной  практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потому растет необходимость развития специальной  реабилитационной работы с такой  категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических  разработок и накопления практического опыта.

Информация о работе Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы