Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название -делинквентное (буквально - преступное) поведение.

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема

1.1 Характеристика девиантного поведения подростков.
1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Глава 2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
2.1.Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
2.2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.46 Кб (Скачать файл)

Усиливается алкоголизация  и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт. Необходимо создание специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, завершивших свой срок нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда в таких центрах велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду, что может обернуться для бывших осужденных самыми негативными последствиями. Адаптация в реабилитационном центре, при участии квалифицированных специалистов помогла бы такому подростку в этот исключительно сложный для него критический период обрести уверенность в себе, найти сферы самореализации и таким образом вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.

Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощь в  трудоустройстве, иначе человек  окажется в исключительно сложной  ситуации, побуждающей его вернуться  на прежний путь. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях растущей безработицы.

 

VIII. Использование позитивных  возможностей средств массовой  информации и ограждение детей  и подростков от их негативного  влияния

 

Бесспорна роль средств массовой информации в формировании мировоззрения  детей и подростков. Современные  СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но - без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Исследования отечественных  и зарубежных специалистов, да и  сама жизнь свидетельствуют о  пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого  бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно  демонстрируется на всех каналах  телевидения, представлена в огромном количестве видеокассет. Все это  постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих  твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много  полезной информации для развития детей  и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.

Издается сегодня и  множество полезной печатной продукции, которая также может активно  использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и  подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к  информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

 

IX. Приобщение детей и  подростков к участию в позитивных  общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.)

Такие центры создаются в  городах. Очень многие из них открываются  как общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в  виду, что имеют место и такие  организации, центры, которые предусматривают  чисто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности  детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия  в них.

 

X. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности  по исправлению и преодолению  негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Следует подчеркнуть, что  активизация самовоспитания молодежи - дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодолении своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социальный  контроль как средство предупреждения  и профилактики девиантного поведения

 

Как быть в отношении тех  девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.

Исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы и  колонии) имеет целью наказание  и исправление осужденных. Но тюрьма не столько исправляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе.

Именно места лишения  свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается  формирование девиантного поведения и самосознания.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Наличие девиантной группы определяет и прививает склонности, облегчает пути к совершению противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля.

К основным факторам социального  контроля можно отнести следующие:

 

1. Методы и средства  социального контроля должны  быть адекватны конкретным видам  девиантного поведения. Основным средством социального контроля призвано стать удовлетворение здоровых потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое, другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения. Эффективность предупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколько его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением.

 

2. Существенное сужение  репрессивных мер воздействия.  Лишение свободы приводит личность  к социальной и нравственной  деградации и может использоваться  лишь как крайняя мера воздействия.  Следовательно, в отношении молодых  правонарушителей допустимо сокращение  сроков лишения свободы, отсрочка  исполнения приговора, условно-досрочное  освобождение и, главное, изменение условий содержания.

Создание гибкой и разветвленной  системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные  и иные структурные звенья. Неплохо  зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы).

Нравственное возрождение  и духовное развитие граждан на принципах  общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и  слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса.

Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями  более терпимого отношения к  инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.).

Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями  в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей – наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже  сегодня работает с девиантами.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст  – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего с признаками девиантного поведения, отмечаем зависимость от:

1. Наследственно-биологических  факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным  или психическим заболеваниям  одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

3. Личностные характеристики  подростка: особенности характера  и темперамента, ценностно-мотивационный  блок, мотивация достижения, уровень  притязаний, самооценка и возможные  конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего  взаимообусловлено влиянием биологических  и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, ибо:

1. Суждение о нем выносят  взрослые, в силу различных причин  так или иначе находящиеся  в оппозиции к детству и  психосоциальным издержкам развития.

2. Критериями для суждения  о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения.

Что касается работы с трудными детьми, то педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд законодательных программ и правовых документов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.), Закон «Об образовании» и др., но, к сожалению, эти программы в большинстве своем не эффективны или вообще не работают из-за отсутствия средств.

 В организации профилактики  правонарушений среди детей и  подростков участвуют все подразделения  органов внутренних дел. Повышается  роль педагогической деятельности  по профилактике и преодолению  социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

 Есть основания надеяться,  что в скором времени в социально-экономическом  развитии российского общества  произойдут перемены к лучшему,  которые позволят успешно не  только развиваться этому направлению  работы с детьми и подростками  с отклоняющимся поведением, но  и укрепят всю систему социальной  защиты. Исследования в этой области  необходимы для разрешения того  кризиса, который переживает сегодня  Россия. Только тщательные и систематические  исследования в области подростковой  социологии могут помочь понять  причины происходящего в нашем  обществе конфликта поколений.  Необходимо понять суть исканий  подростков, отрешиться от безусловного  осуждения того, что несет с  собой подростковая субкультура,  дифференцированно подходить к  явлениям жизни современных подростков.

 

Информация о работе Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы