Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа
Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.
Таким образом, проанализировав некоторые зарубежные теории по вопросам формирования культуры навыков поведения (у дошкольников и у взрослых) можно сделать вывод, что данная проблема находилась в поле зрения педагогов. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский особое внимание в своей теории уделял вопросам нравственного воспитания детей с раннего возраста. Он подчеркивал, что развитие поведения у детей тесно связано с развитием речи и мышления. К. Д. Ушинский указывал, что «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей посредством языка» [45]. «Язык, - писал он, — не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее» [45]. Основными средствами развития культуры поведения К. Д. Ушинский выделял устное народное творчество и пример взрослых. Он отмечал, что волшебные и бытовые сказки дают детям большой и ценный познавательный материал для развития нравственных представлений и понятий.
В. Г. Белинский связывал культуру поведения с гуманностью. По его представлению, «гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием». Вполне гуманным он считал человека, который делает другому «не по расчету, не из хвастовства, а по желанию делать добро, по сознанию и убеждению...». Гуманность предполагает и любовь к человеку только за то, что он человек «без всяких отношений к его национальности, вере или званию, даже личному его достоинству или недостатку». Подобную точку зрения поддерживал А. И. Герцен. Он настаивал на необходимости воспитания у детей чувства дружбы и товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи.
А. С. Макаренко считал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном поведении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему... [25]. А. С. Макаренко широко рассматривал процесс поведения в трудовой деятельности. Он считал, что не сам труд, а отношения, в которые вступают ребята в процессе труда, позволяют формировать личность и детский коллектив. Это очень важно для дошкольников, так как задачу формирования у них готовности к труду можно решить только в том случае, если у детей есть коммуникативные способности, умение быть добрым, доброжелательным [25]. А. С. Макаренко писал о роли примера взрослых на формирование у детей культуры общения: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет огромное значение» [25].
В. А. Сухомлинский отмечал важную особенность деятельности (трудовой, учебной, игровой) — ее коммуникативный характер. Основным инструментом поведения, по его мнению, является слово, побуждающее мысль и чувства детей и отражающее душевно-духовный мир ребенка. В. А. Сухомлинский считал, что движущими силами поведения должны быть обе стороны: и взрослые и дети («творцы и творимые»), предъявлял определенные требования к воспитателю, подчеркивая, что общение воспитателя должно характеризовать «большую чуткость, тактичность по отношению к детям...». «Надо встречаться с ребенком, - писал автор, - как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты» [40]. Понимая значение развития направленности на других людей, необходимое для нормального общения в нашем обществе, он отмечал: «...умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» [40].
Большое влияние, на развитие просветительских идей в России оказали татарские педагоги. Видный просветитель педагогической мысли второй половины XIX века Каюм Насыри в «Книге об этике» говорит о воспитании чувства дружбы, товарищества у детей. Становление гуманного характера, формирование культуры поведения, овладение ремеслами - все это, по мнению просветителя, являются составными частями воспитания человека. В статье «Воспитание» Каюм Насыри предъявлял определенные требования к речи учителя, к его поведению. Он, как и А. С. Макаренко, считал основным средством формирование культуры поведения пример взрослого. Его последователь Фатих Амирхан считал, что при правильной организации воспитания дети выполняют правила поведения, сознательно видя необходимость этой дисциплины. Он подчеркивал, что необходимо для развития поведения использовать примеры великих людей не только своего народа, но и представителей более широкой и мировой культуры. Ф. Амирхан считал, что для нравственного убеждения нужно использовать художественные рассказы (формировать культуры поведения можно только путем убеждения).
Представители революционно-демократической педагогики (Г. Тукай, М. Гафури), рассматривая процесс воспитания детей, подчеркивали необходимость воспитания в детях таких чувств, как чувство товарищества и дружбы, взаимопонимание и взаимопомощь.
Можно сделать вывод о том, что проблема культуры поведения была и есть на каждом периоде времени. Этим вопросом были заинтересованы ученые многих эпох. И на современном этапе, этот вопрос занимает не последнее место.
1.2. Основные подходы к рассмотрению культуры поведения.
Понятие культуры поведения дошкольников можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий ,труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура поведения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура поведения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность [12].
Культура поведения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений [6].
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл: ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Также, очень важно как ребенок общается со сверстниками и со взрослыми. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения [16].
Перед педагогами и родителями стоит задача – воспитывать у ребенка культуру поведения.
Таблица 1
Наиболее важные нравственные качества | |
Культура поведения |
Вежливость |
Деликатность | |
Общительность | |
Предупредительность | |
Скромность |
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей [3].
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры поведения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.