Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа
Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.
Таким образом, следует отметить, что в нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры поведения. Важная задача стоит перед воспитателем, он должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивыми и организованными.
1.4. Специально организованные занятия как средство формирования культуры поведения старших дошкольников.
В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного общения.
На специально организованных занятиях необходимо формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать правилам, общему замыслу, культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность [27].
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни [29].
Эффективным методом воспитания культуры поведения становится метод: специально организованные занятия. Прежде всего специально организованные занятия представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти занятия, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к занятиям, побуждает их к активным действиям, без которых специально организованное занятие невозможно, является образцом выполнения определенных действий, руководителем занятия – организует учебное пространство, знакомит с материалом, следит за соблюдением правил.
На любом специально организованном занятии содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)
Правила поведения влияют на характер взаимоотношений участников (последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, на некоторых занятиях все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. На других занятиях дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать друзьям, радоваться его успехам [43].
Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Но все это становится возможным только в том случае, если специально организованное занятие, разработанное взрослым и предложенное ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственным правилом. Доказательствами того, что занятие принято,
являются: просьба детей повторить его, выполнение тех же определенных действий – самостоятельно, активное участие на занятие и при повторном его проведении.
Только
если специально
Специально организованные занятия содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении занятий необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждое занятие приносило ребенку новые эмоции, умения, расширяло опыт общения, развивало совместную и индивидуальную активность.
Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Занятия должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу занятий следует переходить к более сложным. На каждом занятии необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи [7].
Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации .
Вполне возможно, что специально организованные занятия окажутся увлекательными для всех дошкольников, независимо от возраста. Как уже указано, выбор занятия определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития.
Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении специально организованных занятий. Почти в каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе и на занятиях, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую деятельность и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть занятия и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудным, оказывается, сдерживать их спонтанную активность. При проведении специально организованного занятия необходимо постараться показать таким детям важность занятия, чтобы они получили удовлетворение от его проведения.
Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть занятия и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за проведением занятия и принимая в нем сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к занятию и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.
Однако не все дети включаются в занятие даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении занятия они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют неправильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.
Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов.
Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к занятию, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным [11].
Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить на занятии. Как было отмечено выше, ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересном и увлекательном специально организованном занятии.
Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в руках педагога. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность занятием и успехами в нем ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека [13].
Используя методы воспитания, педагог формирует понятия культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного поведения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном поведении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы [16].
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.
Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых записей невозможно.
Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что называется повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и поведением. Это способствует становлению духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности. При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение правил аккуратности, их выполнение – это признак и уважения к близким, вообще к окружающим [17].
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает культуру поведения лучше всего через специально организованные занятия.
Вывод по первой главе
Таким образом, по первой главе можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте ребенок усваивает правила поведения принятые в обществе, закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми. Многое зависит от способов поведения взрослых и сверстником с ребенком. Главное для взрослых не упустить, тот момент, когда ребенок готов к принятию новых правил, норм поведения.
Культура поведения старших дошкольников включает в себя цикл определенных занятий. Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения старших дошкольников.
Необходимым
условием для всестороннего
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.