Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:49, дипломная работа
Высокий уровень культуры поведения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л.И. Божович, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что культура поведения относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры поведения с самого раннего возраста.
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования культуры поведения старших дошкольников посредством специально
организованных занятий
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 3. «Теремок» с. Усть-Калманки. В данной экспериментальной работе приняло участие 10 детей старшей группы, составившие экспериментальную группу, и 10 детей старшей группы, составившие контрольную группу.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2009 по май 2010 года.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент;
контрольный эксперимент.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что специально организованные занятия являются эффективным средством формирования культуры поведения старших дошкольников.
Задачи экспериментальной работы:
2.1. Исследование
уровня сформированности
Цель: выявить уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников.
Задачи:
1) подобрать методику для определения уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
2) провести диагностирование уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
3) сделать качественный и количественный анализ полученных данных.
Для
достижения цели
Критерии беседы:
1. Обращение ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; вежливо и спокойно выражает свое желание, просьбу; реакция на отказ взрослого выполнить требуемое; употребление вежливых слов, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать со взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.
4. Приветлив ли со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстников по имени. Употребляют ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
5. Внимательны ли к сверстнику: замечают его настроение; стараются помочь; умеют не отвлекать сверстников во время выполнения деятельности, не мешать; считаются с его мнением или действуют только в собственных интересах.
6.Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает.
7.Какое поведение преобладает со сверстниками, воспитателями.
Для достижения цели использовался метод беседы.
Метод беседы помог выявить знания, имеющиеся у детей по вопросам культуры поведения, их суждения, представления, оценку тех или иных явлений жизни.
В них было учтено, что при прямом обращении к ребенку по вопросам о культуре поведения он может давать заученные, стереотипные ответы, беседа проводилась в естественной и непринужденной обстановке: в свободное время, на прогулке, было задано по 9 вопросов.
Вопросы затрагивали:
культуру общения;
культуру внешнего вида;
культуру поведения.
В опросник включены вопросы, наиболее четко раскрывающие поведение детей, проявляемое в речевом общении, при встрече гостей, за столом и в семье. Они представлены в приложении 3, по этим трем блокам.
Культура общения:
1.Почему ребенок, приходя в детский сад, говорит воспитателю слово «здравствуйте»? Что означает это слово?
2. Какие слова ты говоришь, когда высказываешь просьбу? Зачем они нужны?
3. Когда бабушка угощает тебя сладостями, какие слова ты говоришь и почему?
Культура внешнего вида:
Культура поведения:
Уровни сформированности у дошкольников культуры поведения на основе знания правил этикета взяты из книги эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста Е. А. Дубровской и другие.
Данные
уровни определяются при учете
опроса, наблюдений за детьми. Четкое
их определение дает
Высокий уровень: знает все правила и отвечает уверенно; понимает, почему следует поступать в соответствии с правилами; соблюдает правила этикета без напоминания.
Средний уровень: знает правила; не всегда может определить их целесообразность и разумность; соблюдает правила этикета, но иногда требует напоминания со стороны.
Низкий
уровень: не знает и не
Критерием
оценки знаний о культуре
Если ребенок затрудняется с ответом, отказывается отвечать или дает неправильные ответы на вопросы, это рассматривается как непрочные знания и оценивается знаком «-», (ответы детей в приложении 4).
Если ребенок давал правильные ответы на 7-9 вопросов, то уровень его культуры поведения высокий (В) (7-9 баллов);
Если на 4-6 вопросов (4-6 баллов) средний уровень (С);
На 0-3(0-3баллов) низкий уровень (Н).
Вопросы 1-3 посвящены культуре общения. Вопросы 4-6 посвящены культуре внешнего вида. Вопросы 7-9 культуре поведения.
Каждый ответ ребенка был запротоколирован и занесен в таблицу….
Полученные
данные были подвергнуты
На констатирующем этапе были выявлены уровни культуры поведения у дошкольников контрольной и экспериментальной групп, были выбраны по 10 дошкольников, примерно равных по знаниям и умениям, их количество было обусловлено постоянным посещением дошкольного учреждения в течении 4 месяцев и участием детей на специально организованных занятиях по культуре поведения (этикету). Дошкольникам было предложено 9 вопросов, ответы на которые фиксировались в протоколах.
Результаты
беседы группы А
Уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников (группа А) | ||||||||||
Дети |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Уровень |
С |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
В экспериментальной группе (А) на вопрос 1 положительно ответили 9детей, что соответствует 90% от общего количества дошкольников. Эти дети знают, почему, приходи в детский сад, нужно здороваться с воспитателем и что означает это слово «здравствуйте».
Как передать просьбу словами знает только двое детей, что соответственно 20%. Остальные дети не смогли четко и правильно сформулировать свои мысли.
На 3 вопрос, носивший практический характер, правильно ответили 3 дошкольников, что составляет 30% от общего количества детей группы.
Четвертый вопрос, также носит практический характер, и составляет 30%.
На пятый вопрос ответил один ребенок 10%.
На шестой вопрос также ответил один ребенок, что составляет 10%.
На седьмой вопрос ответило трое детей, что соответствует 30% .
На восьмой вопрос – 5 детей, соответствует 50%.
На последний девятый вопрос, ответил один ребенок, соответствует 10%.
Детей с низким уровнем сформированности культуры поведения оказалось семь. Среднего уровня достигло трое детей. Детей с высоким уровнем сформированности культуры поведения по итогам беседы нет.
Результаты беседы группы Б
Таблица 3
Уровень сформированности культуры поведения старших дошкольников (группа Б) | ||||||||||
Количество Детей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
Уровень |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
В контрольной группе (Б) на первый вопрос ответили восемь детей, что составляет 80%.
На второй вопрос ответили трое детей, что составило 30%.
На вопрос номер три ответили двое детей, составило 20%.
Четвертый вопрос ответили положительно четверо детей, что составило 40%.
На вопрос номер пять ответили двое детей, составило 20%.
На вопрос номер шесть ответило трое детей, что соответствует 30%.
На вопрос под номером семь ответило четверо детей положительно, что составило 40%.
На восьмой вопрос ответили трое детей, что составило 30%.
На девятый вопрос положительно ответили четверо детей, что составило 40%.
Низкий уровень наблюдается у шести детей. Средний уровень у четырех детей. Детей с высоким уровнем сформированности культуры поведения нет.
Выраженность уровня культуры поведения в экспериментальной (А) и контрольной (Б) группах на констатирующем этапе (%).
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий |
0 |
0 |
Средний |
30 |
40 |
Низкий |
70 |
60 |
Таким образом, в результате данного этапа опытно- экспериментальной работы был изучен уровень сформированности культуры поведения двух групп. Качественный сравнительный анализ показателей двух групп примерно одинаковый. Это свидетельствует о том, что необходимо целенаправленно формировать культуру поведения старших дошкольников.
2.2. Формирование культуры поведения у детей в процессе специально организованных занятий (формирующий эксперимент).
Данный этап исследования проводился в экспериментальной группе с использованием специально организованных занятий, способствующих формированию культуры поведения.
Всего было организованно 14 занятий, направленных на формирование культуры поведения. В течение нескольких недель была проведена работа с детьми по заранее разработанному плану, в котором предполагалось постепенное усложнение занятий повышающих уровень культуры поведения дошкольников старшего возраста.