Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:51, доклад
Понятие «интеллект» как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце XIX в. Если раньше наследственностью объясняли только умственную отсталость, то Ф.Гальтон распространил влияние этого фактора на все уровни развития интеллекта.
Создатели первых тестов интеллекта А.Бине, Дж.М.Кеттелл и Л.Термен полагали, что они измеряют способность, не зависимую от условий развития.
Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего ХХ в. Однако однозначных ответов на них не получено до сих пор.
Основные подходы к пониманию сущности интеллекта
Представления о структуре интеллекта
Проблема диагностики интеллекта
Невербальные тесты интеллекта («Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.Кеттелла и др.)
Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера
Групповые тесты интеллекта («Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра, групповой тест Дж.Ваны и др.)
Поэтому часть психологов, отказались от представления о том, что IQ является показателем интеллекта. По их мнению, интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности. Строгих методов его диагностики пока не существует.
Некоторые психологи
по традиции продолжают
В настоящее время интеллектуальные тесты используют в основном для прогноза школьных достижений и распределения учащихся по разным типам школ.
Оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов затруднены из-за влияния разнообразных дополнительных факторов, среди которых наиболее очевидно влияние семьи и наиболее важно влияние личности учащегося.
Влияние окружающей среды
на результаты
4. Невербальные тесты интеллекта («Прогрессивные матрицы» Дж.Равена, «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.Кеттелла и др.)
По форме
стимульного материала
Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, - это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой.
Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.).
Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
В зарубежной психодиагностике применяется другая классификация методик. В ней выделяются тесты действия, неязыковые и невербальные тесты.
Тесты действия требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге.
Неязыковые тесты разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста.
Невербальные тесты не требуют умений читать и писать.
Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций.
Примером теста действия является «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный французским врачом Э.Сегеном в 1866 году.
Диагностика проводится
индивидуально. Перед ребенком
располагают первую доску с
вставленными в гнезда
Методика Э.Сегена, являясь
достаточно простой в
К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 году С.Портеусом. Эти тесты состоят из серии изображенных линиями лабиринтов. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок.
Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются «Прогрессивные матрицы», разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 году и предназначенной для диагностики детей, были Л.Пенроуз и Дж.Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж.Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена. Первый вариант для взрослых появился в 1960 году.
Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц, разбитых на пять серий. В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структуры, а в последующих, более трудных, предполагается использование мышления по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.
Другая, более легкая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – используется для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал этой формы состоит из 36 матриц, разбитых на три серии. В заданиях требуется дополнить недостающую часть изображения, опираясь на точность различения и мышление по аналогии.
Третья форма – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.
Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым.
Еще один тест такого типа – «Нарисуй человека», разработанный американским психологом Ф.Гудинаф и описанный в 1926 году, был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет.
Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 года, когда Д.Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием «Тест рисования» Гудинаф-Харриса.
К невербальным тестам относится «Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры» разработанный Р.Кеттеллом. Данный тест имеет три варианта. Первый предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Второй – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Третий – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием.
5. Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера
Первый широко известный тест интеллекта Д.Векслер опубликовал в 1939 году. Этот тест был стандартизирован на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.
Существуют три варианта данного теста – WAIS, WISC и WPPSI.
В нашей стране адаптированы первые два варианта, преимущественно используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году.
Разработанные американским психодиагностом Д.Векслером Шкалы измерения интеллекта пользуются большой популярностью в силу ряда причин:
Шкалы Д.Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности.
6. Групповые тесты интеллекта («Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра, групповой тест Дж.Ваны и др.)
«Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра – один из самых известных групповых тестов. Создан в 1953 году и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
При его создании Р.Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.
Интеллект понимался
Р.Амтхауэром как единство
Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (вербальной, счетно-математической, пространственной и мнемической).
«Групповой интеллектуальный тест» Дж.Ваны содержит 7 субтестов, на выполнение каждого из них отводится ограниченное время. Разработан тест так же, как и предыдущий, - в двух формах.
Применяется, главным образом, в школе.
Для оценки индивидуальных результатов теста Амтхауэра и ГИТ используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Показатели границ нормы для каждого образовательно-возрастного уровня получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тестам авторы отечественных модификаций ГИТа и теста Амтхауэра предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа.