Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 05:03, контрольная работа

Краткое описание

Первые психологические измерения проводились совсем не психологами, и делалось это ради решения проблем других наук. Так, например одна важная психологическая проблема возникла из-за расхождения в наблюдениях двух астрономов. В 1795 г. Невил Масклайн, директор Гринвичской лаборатории уволил по причине предполагаемой небрежности своего ассистента Киннбрука, который определял время прохождения звезды чуть ли не на минуту позже него. Масклайн сделал ассистенту замечание и велел быть внимательнее. Однако, несмотря на это, в дальнейшем разница только увеличивалась. Через двадцать лет немецкий астроном Бессель, заинтересовавшийся этим конфликтом, снял с ассистента обвинение в небрежности. Он пришел к выводу, что нет двух астрономов, в наблюдениях которых не было бы непроизвольных различий.

Содержание

1.1. Из истории психологической диагностики
1.1.1. Истоки психодиагностики
1.1.2. Возникновение тестирования
1.1.3. Возникновение группового тестирования
1.1.4. Тесты специальных способностей и достижений
1.1.5. Тесты в психотехнике
1.1.6. Другие виды диагностических методик
1.1.7.Отечественные работы в области психологической диагностики
1.2. Классификация современных методик психодиагностики
1.2.1. Эмпирическая классификация психодиагностических методик
1.2.2. Классификация психодиагностических методик по способу проведения
1.2.3. Классификация психодиагностических методик по типу используемых материалов
1.2.4. Классификация методик по цели диагностики
1.2.5. Классификация методик по степени формализации

FСписок литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 534.76 Кб (Скачать файл)

Пример: ребенок решил все задания, предназначенные для семилетнего  возраста и 2 задания, рассчитанные на восьмилеток. Это означает, что умственный возраст ребенка равен 7 гoдам и 4 месяцам. Число месяцев рассчитывается так: 12 месяцев : 6 (число заданий для 8 лет) – 2 месяца ("цена" одного задания); 2 месяца х 2 – 4 месяца.

Несовпадение умственного и  хронологического возрастов считалось  показателем либо умственной отсталости (умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (умственный возраст  выше хронологического).

Вторая редакция шкалы (1908) послужила  основой проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководствомЛ.М. Термена работы по проверке и стандартизации тестов. Этот вариант тестовой шкалы Бине – Симона был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основой, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений, по сравнению с тестами Бине – Симона, было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ – intelligence quotient), оценивающего отношение между умственным и хронологическим возрастами, и попытки стандартизировать тест, введя понятие тестовой нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, вскрывшим существенный недостаток процедуры вычисления показателя умственного возраста по шкале Бине – Симона. Недостаток заключался в том, что одна и та же разность для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Так, например, разница в 1 год между умственным и паспортным возрастом у ребенка 3-х лет имеет совсем иное значение, чем у подростка 13 лет. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн стал определять не абсолютную меру интеллекта – разность, а относительную, т.е. частное, получаемое при делении показателя умственного возраста на хронологический. Этот показатель он и назвалинтеллектуальным коэффициентом. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим достижением стэнфордских психологов явилось введение в психологические измерения понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели IQ и тем самым оценивать их, давать психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным группам. Для каждого возраста наиболее типичный (средний) показатель выполнения был равен 100, а мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (О) равнялась 16. Все значения тестов, попадавшие в интервал х + а, т.е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (больше 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Все вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность путем сопоставления с результатами по шкале Стэнфорд-Бине. Эту шкалу по справедливости можно считать наиболее типичной, представляющей в наиболее завершенном виде все то, что характерно для тестов интеллекта.

Прежде всего, шкала эта по преимуществу вербальная, большинство ее заданий  – словесные. Ясно, что в таких заданиях смогут разобраться (даже не выполнить, а разобраться!) только ребенок или взрослый, знающие все те слова, из которых построены задания.

Английский педагог и психолог Брайан Саймон еще в 1945–1950 гг. утверждал, что испытуемые, которые не владеют терминами, использованными для конструирования заданий, обречены остаться за пределами нормы.

Вторая особенность, на которую  нужно указать: тесты, по замыслу  их авторов, исследуют интеллект, который, при всей неопределенности этого  понятия, все-таки подразумевает некоторое  природное, унаследованное качество психики. Предлагая эти задания, авторы полагают, что этот интеллект проявится  на любом материале, причем он остается неизменным на протяжении всей жизни.

Третья особенность тестов –  способ представления полученных при  испытаниях результатов: они показывают не то, насколько балл соответствует  требованиям жизни, а лишь то, какое  место занимает испытуемый среди  других.

1.1.3. Возникновение группового тестирования

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные к первому  десятилетию XX в., индивидуальные и  позволяют вести опыт только с  одним человеком. Использовать их могли  лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую психологическую  квалификацию. Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать  большие массы людей для отбора наиболее подготовленных к тому или  иному виду деятельности, а также  распределения их по разным видам  деятельности в соответствии с индивидуальными  особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование.

Необходимость как можно быстрее  отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А.С. Отису разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов – "Альфа" и "Бета". Первая из них предназначена для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применяться.

Групповые (коллективные) тесты разрабатывались  как инструменты массового тестирования. Они не только делали реальными испытания  больших групп, но и упрощали инструктирование, процедуру проведения, оценку результатов  тестирования. К тестированию начали привлекаться люди, не имеющие настоящей  психологической квалификации, а  всего лишь обученные проведению тестовых испытаний.

Двадцатые годы ХХ в. характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено, прежде всего, ее направленностью на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д.

На протяжении первой половины XX в. специалистами в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили се поистине до идеального совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.

В то время как индивидуальные тесты, такие как шкалы Стэнфорд-Бине и Векслера, находят свое основное применение в клинике и для индивидуального консультирования, групповые тесты используются преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

Тесты "Альфа" и "Бета" явились  своего рода образцом для последующего развития большого числа групповых  тестов для гражданского населения.

Так, в 1926 г. Советом по вступительным  экзаменам в колледж был разработан и введен в тестовую программу "Тест способности к обучению" (CAT). Он используется при поступлении, распределении  и консультировании студентов колледжа. Этот тест применяется и в настоящее  время. Он постоянно совершенствуется и подробно анализируется, его считают  методически совершенным. Тест имеет  вербальную и математическую части, по которым подсчитываются раздельные показатели.

О принципиальных различиях между  групповыми и индивидуальными тестами, о достоинствах и недостатках  тех или других будет сказано  в теме 2. Тесты интеллекта, направленные на измерение общего уровня интеллектуального  развития, валидизировались по отношению к наиболее общим сферам деятельности (например, к обучаемости). Прогнозирование же на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не давало удовлетворительных результатов.

Ограниченные возможности тестов интеллекта проявились уже к началу первой мировой войны. Практике потребовалась  дополнительная информация об особенностях психики человека. Так возникло новое  направление в тестологии – тестирование специальных способностей, призванное вначале дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделившееся в самостоятельную область.

1.1.4. Тесты специальных способностей  и достижений

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности, военном деле, в области творчества. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Составлялись тестовые батареи для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные, стоматологические и другие учебные заведения.

Одной их самых широко используемых комплексных батарей способностей является "Тест различных способностей" (ДАТ) (см. тему 4).

Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании, при консультировании и распределении  персонала. Различаясь своими подходами, методическими качествами, составом, они сходны в одном – низкой дифференциальной валидности. Иными словами, тест не позволял уверенно различать людей с разным образованием и профессией.

Теоретической основой для построения комплексных батарей способностей стало применение особой техники  обработки данных об индивидуальных различиях и корреляции между  ними – факторного анализа. Широкое применение факторного анализа позволило точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследований.

Английский психолог Чарльз Спирмен, разработавший основы факторного анализа, в 1904 г. пришел к выводу, что в тех случаях, когда имеется положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математическими и литературными), этими тестами измеряется некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой G (от англ. general – общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждом из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данной деятельности (S-факторы).

Теорию Ч. Спирмена называют двухфакторной. Согласно двухфакторной теории целью психологического тестирования должно быть измерение G у индивида. Если такой фактор проявляется во всех измеряемых психологических функциях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку по определению эти факторы действуют только в одной ситуации.

С самого начала Спирмен сознавал, что двухфакторная теория требует уточнения. Если сравниваемые деятельности достаточно похожи, то в какой-то степени их корреляция может быть результатом не только фактора G, но и некоторого промежуточного фактора – не столь общего, как G, но и не столь специфичного, как S. Такой фактор, свойственный только части деятельностей, был назван групповым. Но позднее получила распространение точка зрения, что структуру свойств составляет ряд достаточно широких групповых факторов, каждый из которых может в разных тестах иметь различный вес. Например, вербальный фактор может иметь больший вес в тесте на словарный запас, меньший – в тесте словесных аналогий и совсем незначительный – в тесте на арифметическое мышление. Корреляция тестов между собой является результатом нагруженности их групповым фактором.

Американские психологи Т.Л. Килли и Л.Л. Терстоун, продолжив работы факторноаналитического направления, занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20–30-е гг. XX столетия.

Л. Терстоун, основываясь на обширных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как "первичные умственные способности". Среди этих факторов можно назвать: словесное понимание, беглость речи, числовой и пространственный факторы, ассоциативную намять, скорость восприятия, индукцию (логическое мышление) и др.

Дальнейшие исследования привели  к увеличению числа факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, перевалило за 100.

На основе факторных исследований были созданы многофакторные батареи  тестов способностей, позволяющие, по замыслу их авторов, измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них "Батарея тестов общих способностей" (GATB) (см. тему 4), разработанная Службой занятости США для использования консультантами в государственных учреждениях.

"Батарея тестов специальных способностей" (SATB), также разработанная в Службе занятости США, включала тесты способностей для конкретных профессий. Батареи тестов специальных способностей имеют высокую надежность (корреляции, определяемые методами взаимозаменяемых форм и повторного тестирования, колеблются в пределах 0,80–0,90), но валидность их невысока: тест способен предсказать успешность профессиональной деятельности примерно в 40% случаев. Возможно, это объясняется тем, что некоторые профессии требуют особых навыков, которые не измеряются батареями тестов, но отсутствие этих навыков не может быть скомпенсировано другими способностями.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в обучении – тесты достижения. Эти тесты можно назвать и по-другому – тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной). В отличие от тестов интеллекта, тесты достижений отражают не столько влияние накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность решения специальных заданий.

Здесь же мы отметим, что история  развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе (1845) устной формы экзаменов  на письменную. Основным достоинством новой формы экзаменационной процедуры считается наличие однотипной ситуации для всех экзаменующихся, позволяющей исключить элементы случайности при опросе и субъективизм в оценках.

В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную  службу уже с 1872 г., а с 1883 г. их употребление становится регулярным и постоянным. Наиболее значительная разработка элементов  техники конструирования тестов достижений выполнена в течение  первой мировой войны и сразу  после нее.

Информация о работе Психодиагностика как наука