Психодиагностика личности с помощью тестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

Содержание

1.Возможности «рисуночных тестов» в исследовании личности
2.Тематический апперцептивный тест
3.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Возможности «рисуночных тестов» в исследовании личности………2
  2. Тематический апперцептивный тест……………………………………..6
  3. Литература……………………………………………………………......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности «рисуночных  тестов» в исследовании личности.

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют  в короткий срок оценить уровень  развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

Потребность в измерении  тех или иных свойств человека, его навыков, умений, мотивов и  потребностей появилась давно. Об этом свидетельствуют сведения о существовании  в Древнем Египте и Китае (III тыс. до н.э) систем конкурсных испытаний для кандидатов на государственные должности. История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики.

Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг. Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций. В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых .

Первые проективные техники  как методы диагностики глубинных  личностных структур - метод свободных  ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е - 40-е гг. считаются расцветом проективных методик .

Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в  развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановки на ранних стадиях. Эта  закономерность и позволяет оценивать  умственное развитие с помощью рисуночных тестов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих  переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования  рисунков очень важно, что они  отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные  импульсы и переживания. Именно поэтому  рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой  ты есть в действительности.

Как и прочие проективные  тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество  психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных  материалов, кроме карандаша и  бумаги.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у  каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при  обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку  легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен  высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод  для того, чтобы непринужденно  завязать клиническую беседу.

В отличие от большинства  других тестов, рисуночные методики могут  проводиться многократно и сколь  угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик  стирается грань между психологическим  обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это и сделало  рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического  психолога.

Установить автора, который  первым предложил использовать рисунки  для выявления психологических  особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализовать  эту идею предпринимались многими  исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику – тест «Нарисуй человека», – никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков.

Впоследствии диагностическая  интерпретация тех или иных показателей  выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев  оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться  подход, опирающийся на более общие  представления о формах самовыражения  человека в художественной деятельности, в частности в рисовании.

Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них  – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная  с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных  тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют  количественно измерить оцениваемые  психические свойства. Термины, в  которых проводится интерпретация  рисунков, обычно лишены той строгости  и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить  надежность и валидность рисуночных методик.

Отмеченные особенности  этих методик приводят к тому, что  многие авторы отказываются считать  их подлинными тестами. Другие, хотя и  признают рисуночные методики психологическими тестами, отводят им подчиненное  положение. Например, в фундаментальном  двухтомном труде

А. Анастази «Психологическое тестирование» этим методикам уделена лишь одна страница текста.

Однако психологов-практиков  мало смущает недостаточная «научность»  рисуночных методов. Для них оказывается  более важной та польза, которую  они приносят в работе с клиентами. И все же специфику рисуночных тестов нельзя недоучитывать. Она порождает  определенные ограничения в их применении, нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.

Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию  в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования  является привлечение нескольких (как  минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых  тестов.

Во-вторых, делать окончательные  выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты  дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении  особенностей рисунков с другими  данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или  дополнительных, более строгих тестов).

И, наконец, заключение ни в  коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может  быть относительно надежной лишь в  том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя  признаками, обнаруживающимися в  рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  апперцептивный тест

Содержание

1 Описание методики

2 История создания методики

3 Процедура проведения

3.1 Ситуация и атмосфера проведения обследования

3.2 Инструкция

3.3 Запись результатов и составление протокола

4 Интерпретация результатов

5 Стимульный материал

5.1 Описание стимульного материала

 

Описание методики

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской  психологической клинике Генри  Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор  из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом  картоне. Одна из таблиц — чистый белый  лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического  обследования ТАТ, как правило, не оправдывает  затраченных усилий. Его рекомендуется  применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях  максимальной ответственности, как  при отборе кандидатов на руководящие  посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу  выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

 

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

 

Теоретические основы

 

Процедура проведения

Ситуация и атмосфера  проведения обследования

Полное обследование с  помощью ТАТ редко занимает меньше 1,5—2 часов и, как правило, разбивается  на два сеанса, хотя возможны и индивидуальные вариации. При сравнительно коротких рассказах с небольшим латентным временем все 20 рассказов могут уложиться в час — час с небольшим (1 сеанс). Возможна и обратная ситуация — долгие размышления и длинные рассказы, когда двух сеансов оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3—4 встречи. Во всех случаях, когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1—2 дня. При необходимости интервал может быть больше, но не должен превышать одной недели. При этом обследуемый не Должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов. В начале работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3—4 таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа. Нельзя разрешать обследуемому проглядывать заранее другие таблицы.

При проведении обследования в два сеанса обычно процедура  делится на две равные части по 10 картин, хотя это не обязательно. Необходимо учитывать усталость обследуемого, снижение мотивации к выполнению задания. В любом случае независимо от числа сеансов категорически  не рекомендуется прерывать обследование перед таблицами 13, 15 и 16 — очередной  сеанс не должен начинаться с какой-либо из них.

Общая ситуация, в которой  проводится обследование, должна отвечать трем требованиям: 1. Должны быть исключены  все возможные помехи. 2. Обследуемый  должен чувствовать себя достаточно комфортно. 3. Ситуация и поведение психолога не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

Информация о работе Психодиагностика личности с помощью тестов