Психодиагностика личности с помощью тестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

Содержание

1.Возможности «рисуночных тестов» в исследовании личности
2.Тематический апперцептивный тест
3.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

Эмоциональный настрой обследуемого, расположение духа, динамику его настроения и эмоциональных реакций по ходу обследования и в процессе рассказывания.

Невербальные реакции  и проявления обследуемого — жесты, мимику, позы: пожал плечами, улыбнулся, нахмурился, сменил одну позу на другую (открытую на скованную или наоборот).

Большой объем информации, который необходимо фиксировать, порождает  определенные технические сложности. Этих сложностей можно избежать, если записывать рассказы на магнитофон с последующей их расшифровкой. В этом случае, непосредственно в ситуации обследования, психологу придется фиксировать только невербальные проявления обследуемого и повороты картин, и он может всецело посвятить себя поддержанию рабочей атмосферы и контакта с обследуемым и контролю за ходом обследования. Расшифровка записи потребует дополнительного времени и усилий, однако при этом будет сохранена вся необходимая информация без пропусков и искажений. Единственное искажение, которое может возникнуть в этом случае — неготовность обследуемого говорить перед микрофоном. Скрытая запись технически сложна и этически некорректна, поэтому стоит потратить 15—20 минут на то, чтобы обследуемый привык к включенному магнитофону — можно что-то вместе записать, прослушать — как-то поиграть с ним. После этого можно начинать работу с ТАТ.

Если в распоряжении психолога  нет диктофона (или лаборанта-протоколиста), ему приходится фиксировать одновременно всю информацию самому и параллельно  контролировать ход обследования и  взаимодействовать с обследуемым. Это невозможно без более или менее значительных потерь информации, хотя существуют некоторые рекомендации, призванные облегчить труд психолога в такой ситуации, в частности, приведенный выше способ замедления темпа речи обследуемого. Другая рекомендация касается способа фиксации длинных пауз в ходе рассказа. Поскольку важна не абсолютная, а относительная длина пауз, можно ритмично ставить на бумаге черточки, когда обследуемый замолкает. Чем больше черточек, тем длиннее пауза.

Вся зафиксированная информация сводится в первичный протокол. Первичный  протокол имеет единую форму как для клинического обследования, так и для учебного или исследовательского опыта и должен содержать всю информацию, на основании которой любым человеком в любое время может быть выполнена обработка и интерпретация результатов по любой интерпретативной схеме.

Вводный лист протокола (так  называемая "шапка") должен содержать  как общую информацию, требующуюся  в любом протоколе тестирования по любой психодиагностической методике (пол, возраст, образование, профессия  обследуемого, фамилия психолога, проводящего  обследование, дата обследования), так  и более развернутую характеристику обследуемого (семейное положение; члены  семьи; состояние здоровья; успехи в  профессиональной карьере; основные вехи в биографии) и ситуации обследования (место обследования; точное время; способ фиксации результатов; другие особенности ситуации; отношение обследуемого к ситуации обследования и к психологу).

В основной части протокола  фиксируется текст рассказов  и все прочие перечисленные выше виды информации. Этот протокол является основой для дальнейшей работы —  вычленения диагностических показателей  и интерпретации результатов  обследования.

 

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним  из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа  могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.

Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической  форме.

Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики  импульсов и конфликтов. В одних  может содержаться много важного  диагностического материала, а в  других очень мало или он может  вообще отсутствовать.

Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего  менее значимы, чем темы, прямо  не обусловленные стимульным материалом.

Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты  рассказчика.

И, наконец, еще 4 допущения  связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися  других аспектов поведения.

Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и  конфликты, но и актуальные, связанные  с текущей ситуацией.

Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.

В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.

Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в  поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве  схем обработки и интерпретации  результатов ТАТ, интерпретации  предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В.Э.Реньге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг — синдромологический анализ по Реньге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

 

Стимульный материал

Описание стимульного  материала

Полный комплект ТАТ включает в себя 31 таблицу, одна из которых  — чистое белое поле. Все остальные  таблицы содержат черно-белые изображения  с той или иной степенью неопределенности, причем во многих случаях неопределенность касается не только смысла ситуации, но и того, что, собственно, изображено. ТАТ, выполненный типографским способом, печатается на белом бристольском картоне; при работе с перефотографированным ТАТ необходимо помнить, что подходящие изображения могут получиться только на матовой фотобумаге; важно соответствие оригиналу размеров таблиц, размещения на них изображений и полей (у разных таблиц поля имеют разную ширину), яркости (насыщенности) и контрастности (размытости) изображений. Важно, чтобы при копировании, изображения не стали ни более размытыми, ни более четкими, ни более темными, ни более светлыми.

Набор, предъявляемый для  обследования, включает 20 таблиц; их выбор  определяется полом и возрастом  обследуемого.

ТАТ можно применять, начиная  с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет — из него исключаются и  заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.

Различение "мужских" и "женских" картин восходит к понятию  идентификации, на которое опирался Мюррей, считавший, что сходство обследуемого с персонажем картины (рассказа) по полу, возрасту и другим параметрам является условием эффективности проекции. Хотя это положение не нашло экспериментального подтверждения, разделение сохранилось. По-видимому, типично мужские или женские ситуации лучше актуализируют типичные для мужчин либо женщин мотивационные тенденции (в терминах объяснительной модели Д. Мак-Клеланда — Дж. Аткинсона), а также лучше репрезентируют типичные для мужчин, либо для женщин жизненные отношения (в терминах деятельностно-смысловой объяснительной модели). В таблице дано краткое описание всех картин. Символами ВМ обозначены картины, используемые при работе с мужчинами от 14 лет, символами GF — с девушками и женщинами от 14 лет, символами BG — с подростками от 14 до 18 лет обоего пола, MF — с мужчинами и женщинами старше 18 лет. Остальные картины годятся для всех обследуемых. Номер картины фиксирует ее порядковое место в наборе.

Кодовое обозначение таблицы  Описание изображения  Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе

1  Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку.  Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты.

2  Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него.  Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.

3BM  На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер.  Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений.

3GF  Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо.  Депрессивные чувства.

4  Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться.  Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.

5  Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату.  Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.

6ВМ  Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза.  Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын.

6GF  Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту.  Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами.

7ВМ  Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство.  Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола.

7GF  Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону.  Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.

8ВМ  Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции  Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.

8GF  Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство.  Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями.

9ВМ  Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве.  Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.

9GF  Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу.  Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи.

10  Голова женщины на плече мужнины.  Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции.

11  Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.  Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.

12М  Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего.  Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.

12F  Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.  Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.

12BG  Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.  Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.

13MF  Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.  Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).

13В  Мальчик сидит на пороге хижины.  Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.

13G  Девочка поднимается по ступенькам.  Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.

Информация о работе Психодиагностика личности с помощью тестов