Психодиагностика личности с помощью тестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

Содержание

1.Возможности «рисуночных тестов» в исследовании личности
2.Тематический апперцептивный тест
3.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

14  Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.  Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.

15  Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.  Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.

16  Чистая белая таблица.  Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.

17ВМ  Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.  Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.

17GF  Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.  Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.

18ВМ  Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.  Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.

18GF  Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.  Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.

19  Смутное изображение хижины, занесенной снегом.  Польза под вопросом.

20  Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.  Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.

Последовательность предъявления очень важна. Таблицы различаются, во-первых, по конкретной сфере жизненных отношений, которую каждая из них затрагивает (первые картины — более универсальные, привычные, обыденные сферы; последние картины — более специфические, индивидуально значимые сферы); во-вторых, по эмоциональному тону, который задается расположением, позами и лицами людей, светотенью, контрастами самих изображений и т.п. и, в-третьих, по степени реалистичности. Первые картины весьма реалистичны, в картинах 8—10 возникает проблема соотнесения между собой частей изображения и связывания их в одно целое, в картине 11 персонажа нет, что вызывает затруднения в выполнении инструкции, картина 12 является фантастической, картины 13—15 затрагивают глубоко запрятанные конфликты, картина 16 представляет собой чистое белое поле, картины 17—20 тоже достаточно необычны. Г.Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые 10 — более фантастические, рассказы по первым 10 картинам должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым 10 картинам — вытесненные или сублимированные желания. Экспериментального подтверждения этому, однако, получено не было. Тем не менее один и тот же признак может иметь разное значение при появлении его в первых или в последних рассказах. Это, а также то обстоятельство, что одни картины актуализируют определенные конфликты и аффекты, а другие их "гасят", обосновывает необходимость строго соблюдать последовательность предъявления картин. Использование неполного набора также нежелательно. Оно может явиться следствием дефицита времени, однако при этом велик риск получения односторонних результатов, в которых одни стороны личности обследуемого проявятся непропорционально ярко, а другие не проявятся вовсе. С другой стороны, есть и авторитетные мнения в пользу сужения набора картин. А.Хартман проводил специальный опрос 90 профессионалов, которые ранжировали таблицы ТАТ по степени их полезности для диагностики. Согласованность оценок оказалась весьма высокой. На основании этих оценок он выделил базовый набор, в который входят 8 таблиц: 1, 2, 3ВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 13MF, 8ВМ. Л.Беллак на основании своего личного опыта также считает, что для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами.

Этот объем, с его точки  зрения, оптимален, и позволяет провести все обследование за одну сессию. Необходимые  при обследовании любого мужчины  таблицы: 1, 2, 3ВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 11, 12М, 13MF; для  женщин в базовый набор входят 1, 2, 3ВМ, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF. К ним Л.Беллак рекомендует добавлять несколько других таблиц в зависимости от тех личностных проблем, проявление которых может предвидеть диагност.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.

2.Соколова Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М., ТЕИС, 2002. – 150 с.

 


Информация о работе Психодиагностика личности с помощью тестов