Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа
Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.
Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей
24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста
32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Социально-психологические основы старения |
6 |
|
6 |
|
17 |
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей |
24 |
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей |
24 |
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей |
27 |
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста |
32 |
3.1. Материалы и методика исследования |
32 |
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования |
34 |
Заключение |
44 |
Список использованных источников |
46 |
Глоссарий |
49 |
Приложение А |
52 |
Приложение Б |
59 |
Приложение В |
63 |
Приложение Г |
64 |
Приложение Д |
66 |
Приложение Е |
68 |
Приложение Ж |
70 |
Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.
Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Смертность в этом возрасте сегодня, в XX в., упала по сравнению с концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое.
Старость и старение населения вышли в последние годы на уровень глобальных проблем человечества. Проблемность этих процессов связана с массой нерешенных социальных, экономических, культурных и медицинских задач по обеспечению и созданию оптимальных условий жизнедеятельности людей пожилого возраста, численность которых в 2005 г. в России составила 20,3 % от общей численности населения.
Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15 - 20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)? Особый интерес в этом плане представляет изучение активности их социального поведения в связи с осознанием изменившейся роли пожилых людей, которые в настоящее время стали более активны, деятельны.
Проблемы места и роли старшего поколения в обществе в том или ином аспекте исследуются представителями различных наук.
Демографические процессы в обществе, проблемы воспроизводства, изменения социальной и демографической структуры, процессы старения общества активно разрабатываются в трудах таких отечественных ученых-демографов, как М. С. Бедный, В. А. Борисов, Н. М. Римашевская, Л. Л. Рыбаковский, В. М. Медков, В. Д. Шапиро.
Психологический аспект исследования старости представлен в работах Г. М. Андреевой, О. В. Красновой, К. Рощака, Л. Торнстона. Они анализировали особенности личности пожилого человека, динамику его мотивационно-потребительской сферы, типы старения.
Большой вклад в исследование жизнедеятельности пожилых людей внес Б. Г. Ананьев, обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения, смены биологической концепции новой, объединяющей социальный и биологический подходы. Идеи Б. Г. Ананьева нашли свое развитие в работах В. Д. Альперовича, Л. И. Анцыферовой, М. Э. Елютиной, В. Н. Паниной, которые всесторонне исследовали особенности личности пожилого человека, типы старения. Анализ сущности социальной старости обстоятельно представлен в работе Е. Ф. Молевича.
Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблемы активизации их поведения исследовали Е. И. Данилова, Н. Ф. Дементьева, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ковалева, Т. З. Козлова, А. В. Писарев, Ж. Т. Тощенко и др. В своих работах эти авторы подчеркивают тот факт, что популярный стереотип о пассивности старшего поколения, об их консерватизме не находит подтверждения в эмпирических данных. Прекращение профессиональной активности не должно исключать пожилых людей из активной жизни в обществе.
Вместе с тем анализ современной отечественной литературы указывает на недостаточность работ, во-первых, посвященных изучению социального самочувствия пожилых людей, их социального поведения, форм и методов его активизации, проблем путей и методов повышения социальной активности пожилых людей и, во-вторых, рассматривающих пожилого человека как субъекта социальной активности, а не объекта социальной защиты.
Объект исследования - люди пожилого и старческого возраста.
Предмет исследования - социальная активность пожилых людей.
Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, конкретизация, обобщение. Методы эмпирического исследования: беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, психодиагностическое исследование.
Практическая значимость: Данные исследования могут быть использованы психологами и другими специалистами в работе с людьми пожилого и старческого возраста.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений.
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза - новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности разных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода1.
Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.
Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться2.
Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.3
Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности - главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.
В связи с вышеизложенным в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65 - 70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня4.
Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д.
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, людям, себе.
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Познакомимся с основными его типами. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.п.); 3) интровертный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр5.
И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни , в воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости - пенсионеры занимаются тем, на что раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя. Третий тип (а это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными6.