Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа
Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.
Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей
24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста
32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников
Заключение
В процессе работы были продиагностированы две независимые выборки людей пожилого и старческого возраста. В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, была подтверждена гипотеза, что основными психологическими факторами, влияющими на социальную активность людей пожилого и старческого возраста являются: уровень социальной адаптации; личностные особенности, такие как самосознание, мотивационно-потребностная сфера; эмоциональная сфера.
Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет социальная деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.
Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности.
Активность социального поведения пожилых людей означает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни. Исходя их этого определены основные пути активизации социального поведения пенсионеров: среди них, во-первых, трудовая занятость, которая позволяет улучшить материальное положение, оказывать помощь детям и внукам, дает возможность общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком; во-вторых, участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими увлечениями (хобби) вместе с единомышленниками; проводить активно свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением; в-третьих, участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); в-четвертых, волонтерское движение, участие в котором дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребованности.
Социальная активность людей пожилого и старческого возраста зависит от ряда факторов: мотивы, потребности, качество жизни (удовлетворенность жизнью) и др. У пожилых людей наблюдается стремление к уважению и признанию, потребность в общении, в проявлениях дружбы и любви, чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях.
Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие социальную активность (уровень социально-психологической адаптации, особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).
Список использованных источников
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
1 |
Активность |
Понятие, выражающее способность живых существ производить движения произвольные и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. В психологии выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, выполнения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. |
2 |
Ведущая деятельность |
Деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. |
3 |
Геронтогенез |
Один из возрастных периодов в жизни человека - период старения, который начинается после 60 лет. |
4 |
Геронтология |
Изучение процессов старения. Эта дисциплина рассматривает все аспекты старения: физические, психологические, социальные и т. Д. |
5 |
Геронтофобия |
1. Навязчивый страх, боязнь общения со стариками. 2. Боязнь старости, старения. |
6 |
Депрессия |
Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. |
7 |
Кризис |
Состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. |
8 |
Личность |
Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. |
9 |
Социальная активность |
Системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества. |
10 |
Мотив |
Материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. |
11 |
Одиночество |
Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. |
12 |
Потребности |
Форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. |
13 |
Самооценка |
Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. |
14 |
Синдром выгорания |
Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями. |
15 |
Старение |
Процесс возникновения и развития в органах и системах организма возрастных изменений, приводящих к нарушению его биологической и социальной адаптации. |
16 |
Старость |
Заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. |
17 |
Стресс |
Состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). |
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Процедура проведения
Инструкция
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:
0 - это ко мне совершенно не относится;
1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;
2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 - не решаюсь отнести это к себе;
4 - это похоже на меня, но нет уверенности;
5 - это на меня похоже;
6 - это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Обработка результатов
Ключ
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
Нормы | |
1 |
а |
Адаптивность |
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 |
68-136 |
b |
Дезадаптивность |
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 |
68-136 | |
2 |
а |
Лживость – |
34, 45, 48, 81, 89 |
18-36 |
b |
Лживость + |
8, 82, 92, 101 |
||
3 |
а |
Приятие себя |
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 |
22-42 |
b |
Неприятие себя |
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 |
14-28 | |
4 |
а |
Приятие других |
9, 14, 22, 26, 53, 97 |
12-24 |
b |
Неприятие других |
2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 |
14-28 | |
5 |
а |
Эмоциональный комфорт |
23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 |
14-28 |
b |
Эмоциональный дискомфорт |
6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 |
14-28 | |
6 |
а |
Внутренний контроль |
4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 91, 98 |
26-52 |
b |
Внешний контроль |
25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 |
18-36 | |
7 |
а |
Доминирование |
58, 61, 66 |
6-12 |
b |
Ведомость |
16, 32, 38, 69, 84, 87 |
12-24 | |
8 |
Эскапизм (уход от проблем) |
17, 18, 54, 64, 86 |
10-20 | |
Текст опросника