Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные факторы социальной активности у людей пожилого и старческого возраста.
В соответствии с выбранной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научно-теоретическую литературу по данной теме;
Рассмотреть социально-психологические аспекты старения;
Охарактеризовать социальную ситуацию развития и ведущие виды деятельности в старости;
Рассмотреть социальную активность как вид деятельности людей пожилого и старческого возраста;
Выделить формы и виды социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Выявить основные направления социальной активности людей пожилого и старческого возраста;
Исследовать особенности, влияющие на социальную активность людей пожилого и старческого возраста.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Социально-психологические основы старения
6
Старение – социально-психологический аспект
6
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
17
Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности пожилых людей

24
2.1. Социальная активность как вид деятельности пожилых людей
24
2.2. Формы и виды социальной активности пожилых людей
27
Глава 3. Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста

32
3.1. Материалы и методика исследования
32
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
34
Заключение
44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Исправленный дипломный проект.docx

— 196.34 Кб (Скачать файл)

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации – сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.

Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса.

Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.

Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь»18.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I . Пожилой , предпенсионный возраст (примерное 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация  развития:

ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

 к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация  развития:

старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

прежде всего это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

- все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

- для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.

III. Период собственно  старост и (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

- общение в основном с такими же старцами;

- общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

- некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

- для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой; стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»; для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

 в основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате; также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

2. Ведущая деятельность:

лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями; стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при  относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи; у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые; поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким человеком стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

 

 

 

Выводы по главе:

 

 

Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое  явление, это определенный отрезок онтогенеза.  Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности, зрелости - характерны свои особенности, своя возрастная норма. Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического старения человека. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться. Возрастные задачи развития в период старости могут быть следующими:

адаптация к возрастным изменениям - телесным, психофизиологическим;

адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);

разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;

ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;

противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;

стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;

стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы изучения социальной активности людей пожилого и старческого возраста

 

 

2.1. Социальная активность  как вид деятельности пожилых  людей

 

 

Активность личности может быть обусловлена целым комплексом социальных установок и внутренней позицией самой личности («объективацией», значимостью, ответственностью, притязаниями и другими мотивирующими факторами).

В психологии категория «личность» связывалась и продолжает связываться с такими категориями, как «активность», «свобода», «талант», «деятельность». Определяя понятие личности как активное, свободное, индивидуальное бытие общественных отношений, в контексте данной части обсуждения проблемы личности мы делаем акцент на первую часть определения - активное, свободное, индивидуальное бытие19.

Свободное, индивидуальное бытие человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность. Именно оно может поставить личность в положение социальной активности, т.е. активного воздействия на окружающую природу, общество, другого человека и на себя.

По определению С.Л. Комаровой, социальная активность - это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества. Для того чтобы почувствовать способность активно влиять на ситуацию, человек должен постоянно взаимодействовать с миром, формируя свою жизненную позицию, свои жизненные смыслы (Д. А. Леонтьев), поскольку именно во взаимодействии он начинает ощущать себя как часть реального мира, оценивать свои силы (А. А. Баранов) и активизировать свой социальный потенциал. Понятие «социальная активность» встречается в различных работах по педагогике (А. В. Мудрик, Г. А. Федотова, Д. И. Фельдштейн и др.), по менеджменту, социологии, консалтингу, но не как ключевое понятие, а как вспомогательный термин, использующийся на этапе интерпретации и объясняющий те или иные выявленные закономерности. Для понимания механизмов развития социальной активности личности большой интерес представляет концепция В. С. Ротенбергаи В. В. Аршавского о биологической и социальной природе поисковой активности и социальной адаптации личности. Суть ее в том, что поисковая активность рассматривается как важнейшее средство устойчивости организма к стрессу и разнообразным вредным воздействиям, тогда как отказ от поиска является для человека предпосылкой для развития многих заболеваний. Концепция поисковой активности позволяет рассматривать под новым углом зрения процесс формирования социальной активности человека. Так, несомненна связь поисковой активности с развитием социального потенциала личности. Она может осуществляться на основе инициативы, самодеятельности человека. Поисковая активность также непосредственно связана с коллективным взаимодействием людей. Та общественная оценка, которая дается человеку в процессе поиска, в известной степени стимулирует меру его активности. Эта связь, по существу, раскрыта А. С. Макаренко в его учении о близких, средних и дальних перспективах. Жизненная фаза становления человека (а, именно, школьный, и, особенно, старший школьный возраст) характеризуется значительно большей активностью, чем последующие фазы, а культура еще не успела ограничить эмоциональную энергию институциональными рамками. Потребность в социальной активности - одна из острейших проблем старшего школьного возраста. Социальная активность личности обусловлена ее мотивацией, ее потребностями. Потребности  это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта20.

Информация о работе Психодиагностическое исследование факторов социальной активности у людей пожилого и старческого возраста