Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:23, реферат
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются
различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к
школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,
разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Введение ……………………………………………………………………………..2
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4
Компоненты психологической готовности к школе ………………………………..7
Подготовка дошкольника к учебе в семье ………………………………………..…11
Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………..16
Литература ……………………………………………………………………………..
Нижегородский
институт менеджмента и бизнеса
Реферат
по дисциплине « Психология
развития »
На тему
« Психологическая
готовность детей к школьному
обучению»
Выполнила:
студентка 4 курса 21 потока
______________________________
Проверила:____________________
______________________________
г. Нижний Новгород
2009г.
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………….
Понятие готовности
к школьному обучению. Основные
аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………
Компоненты психологической
готовности к школе ………………………………..7
Подготовка дошкольника
к учебе в семье ……………………………………
Педагогическая
помощь детского сада в подготовке
ребенка в школьному обучению
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из
важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В
зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную
зрелость детей. (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасели др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для
усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из
важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к
организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более
эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение
методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле
проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое
значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов
организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время
от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются
различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к
школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,
разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу
(полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению,
помочь подготовиться ребенку к школе.
Эта проблема всегда актуальна и поэтому я выбрала тему работы
«Психологическая
готовность детей к школьному обучению».
Понятие
готовности к школьному
обучению. Основные
аспекты школьной
зрелости.
Подготовка детей к школе –
задача комплексная,
жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов
этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного
возраста определенных
обучения в школе.
2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной
деятельности и выявление
4. Изучение изменений ребенка
сознательно подчинять свои
заданному при
взрослого. Это умение связывается со способностью овладения
общим способом выполнения
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к
школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует
комплексных психологических исследований.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной
зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость),
включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое
мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между
явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить
образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в
существенной мере отражает функциональное созревание структур головного
мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение
импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень
привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении с
сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а
также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе мы
выделяем дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с
интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его
логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Компоненты психологической готовности к школе
Составными компонентами психологической
готовности детей к школе являются:
интеллектуальная готовность,
личностная, социально-психологическая
и эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием
мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и
отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочны
действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных
мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-
действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма
мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям,
основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и
Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению