Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются

различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального

подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к

школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,

разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..2


Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4


Компоненты психологической готовности к школе ………………………………..7


Подготовка дошкольника к учебе в семье ………………………………………..…11


Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14


Заключение……………………………………………………………………………..16


Литература ……………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине « Психология развития » 

На тему « Психологическая готовность детей к школьному обучению» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса 21 потока 

___________________________________ 

Проверила:_________________________ 

___________________________________ 
 
 
 
 

г. Нижний Новгород

2009г. 
 

Содержание 

   Введение  ……………………………………………………………………………..2 

Понятие готовности к школьному обучению.  Основные  аспекты  школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4 

Компоненты психологической  готовности  к школе ………………………………..7 

Подготовка дошкольника  к учебе в семье ………………………………………..…11 

Педагогическая  помощь  детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14 

Заключение……………………………………………………………………………..16 

Литература ……………………………………………………………………………..17

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Психологическая готовность ребенка  к  школьному  обучению  –  это  один  из

важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Проблема психологической  готовности к школе для психологии не новая. В

зарубежных  исследованиях  она  отражена  в  работах,   изучающих   школьную

зрелость детей.    (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасели др.)

      Под  психологической  готовностью  к  школьному  обучению   понимается

необходимый и  достаточный  уровень  психологического  развития  ребенка  для

усвоения   школьной   программы   при   определенных   условиях    обучения.

Психологическая готовность ребенка  к  школьному  обучению  –  это  один  из

важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

      Мы живем в  XXI  веке  и   сейчас  очень  высокие  требования  жизни  к

организации  воспитания  и   обучения   заставляют   искать   новые,   более

эффективные  психолого-педагогические  подходы,  нацеленные  на   приведение

методов  обучения  в  соответствие  с  требованиями  жизни.  В  этом  смысле

проблема готовности дошкольников  к  обучению  в  школе  приобретает  особое

значение.

      С  решением  этой  проблемы  связано  определение  целей  и  принципов

организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В  то  же  время

от ее решения  зависит  успешность  последующего  обучения  детей  в  школе.

Основной целью  определения психологической готовности к  школьному  обучению является профилактика школьной дезадаптации.

      Для  успешной  реализации  этой  цели  в  последнее   время   создаются

различные классы, в  задачу  которых  входят  осуществление  индивидуального

подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так  и  не  готовым  к

школе, чтобы  избежать школьной дезадаптации.

      В разное время психологи   занимались  проблемой  готовности  к  школе,

разработано  множество  методик,  программ  диагностики   школьной   готовности   детей   и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

      Но на практике психологу трудно  выбрать из этого множества  ту, которая

(полностью) поможет  комплексно определить  готовность  ребенка  к  обучению,

помочь подготовиться ребенку к школе.

Эта проблема всегда актуальна и поэтому  я выбрала    тему  работы

«Психологическая  готовность детей к школьному обучению». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие готовности к школьному  обучению.  Основные  аспекты  школьной    зрелости. 

      Подготовка детей к школе –  задача комплексная, охватывающая  все  сферы

жизни ребенка. Психологическая готовность к школе  – только один из  аспектов

этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

          1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного

             возраста определенных изменений   и  навыков,  необходимых   для

             обучения в школе.

          2. Исследования новообразований  и изменений в психике ребенка.

          3.   Исследования   генезиса   отдельных   компонентов    учебной

             деятельности и выявление путей  их формирования.

          4. Изучение изменений ребенка  сознательно подчинять свои действия

             заданному при последовательном  выполнении  словесных  указаний

             взрослого. Это умение связывается со  способностью  овладения

             общим способом выполнения словесных  указаний взрослого.

      На  сегодняшний  день  практически   общепризнанно,  что  готовность  к

школьному  обучению  –  многокомпонентное   образование,   которое   требует

комплексных психологических  исследований.

        Традиционно    выделяются    три    аспекта    школьной    зрелости:

интеллектуальный,   эмоциональный   и   социальный.   Под   интеллектуальной

зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная  зрелость),

включающее выделение  фигуры из фона;  концентрацию  внимания;  аналитическое

мышление,  выражающееся  в  способности  постижения  основных  связей  между

явлениями;  возможность  логического  запоминания;   умение   воспроизводить

образец, а также  развитие тонких движений руки и сенсомоторную  координацию.

Можно сказать, что понимаемая  таким  образом  интеллектуальная  зрелость  в

существенной  мере  отражает  функциональное  созревание  структур  головного

мозга.

       Эмоциональная  зрелость  в   основном   понимается   как   уменьшение

импульсивных  реакций и  возможность  длительное  время  выполнять  не  очень

привлекательное задание.

      К социальной зрелости  относится потребность ребенка в  общении  с

сверстниками  и умение подчинять свое  поведение  законам  детских  групп,  а

также способность  исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.    

 Подготовка  детей к школе — многогранная  задача, которая охватывает все  сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.     Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

        Суть третьего подхода состоит  в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

      Кроме указанных составляющих  психологической  готовности  к  школе  мы

выделяем дополнительно  еще одну  –  развитие  речи.  Речь  тесно  связана с

интеллектом и  отражает  как  общее  развитие  ребенка,  так  и  уровень  его

логического мышления. Необходимо,  чтобы  ребенок  умел  находить  в  словах

отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

         Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

         Неподготовленный к школе ребёнок  не может сосредоточиться на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.

         Слабое развитие связной речи  и умственных способностей, неумение  задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное.

Мало  инициативы, тяготение к шаблонным  действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

          Причины неподготовленности к  школьному обучению можно условно  разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Компоненты психологической готовности к школе

 

       Составными компонентами  психологической  готовности  детей  к школе являются:  интеллектуальная готовность, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая. 

  • Интеллектуальная  готовность к школьному обучению

      Интеллектуальная готовность к  школьному обучению связана   с  развитием

мыслительных процессов. От решения задач, требующих  установление  связей  и

отношений между  предметами и явлениями  с  помощью  внешних  ориентировочны

действий  дети  переходят  к  решению  их  в  уме  с  помощью   элементарных

мыслительных  действий, используя образы. Иными словами, на основе  наглядно-

действенной формы  мышления  начинает  складываться  наглядно-образная  форма

мышления. Вместе с  тем,  дети  становятся  способны  к  первым  обобщениям,

основанным  на  опыте  их  первой  практической  предметной  деятельности  и

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению