Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:23, реферат

Краткое описание

Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются

различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального

подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к

школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,

разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..2


Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4


Компоненты психологической готовности к школе ………………………………..7


Подготовка дошкольника к учебе в семье ………………………………………..…11


Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14


Заключение……………………………………………………………………………..16


Литература ……………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

            У ребёнка, поступающего в школу,  должен быть развит и на  должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

           От уровня развития игры в  значительной мере зависит развитие  мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

           Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

          Воспитывая и обучая ребёнка,  следует помнить о том, что  нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Педагогическая  помощь детского сада в подготовке ребёнка  к школьному обучению

        Роль родителей в подготовке  детей к школе огромна: взрослые  члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети,  которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

          Среди функций, которые выполняет  детский сад в системе народного  образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

          Подготовка детей к школе в  детском саду включает в себя  две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

         Работа воспитателя на занятиях  по формированию готовности к  школе включает в себя:

1.  Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2.  Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3.  Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4.  Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

          Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

          Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В последнее время в литературе  уделялось много внимания  вопросу о

выделении детей,  не  готовых  к  школьному  обучению  и  имеющих  трудности

школьной адаптации  в  1  классе.  И  проблема  эта  по-прежнему  актуальна.

Ребенок,  поступая  в  школу,  должен  быть  зрелым  в   физиологическом   и

социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе  также  зависит  от

его  психологической  зрелости.  Психологическая  готовность  к  обучению  –

понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения,  а

определенный  набор, в котором должны присутствовать все  основные  элементы.

Какие же составляющие водят в этот набор  «школьной  готовности»?  Основными

компонентами  школьной  зрелости  являются:  интеллектуальная,   личностная,

волевая, нравственная готовности.

      Все перечисленные составляющие  школьной готовности  важны   в  развитии

ребенка. В случае, если есть  недостаточная  развитость  какого-либо  одного

компонента  возникает  потребность   в   психологической   помощи   ребенку.

Разработанная с этой целью программа может  быть  использована  и  в  детском

саду.  Несформированность одного из компонентов школьной готовности  является

не благоприятным  вариантом развития и ведет к  затруднениям  в  адаптации  к

школе: в учебной и социально-психологической сфере.

      Для подготовки  ребенка  к   успешному  школьному  обучению  существуют

различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к  школе,

диагностика школьной готовности и подготовка до школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Сапогова Е.Е. - Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. –  460с.

2. Агафонова И.Н.  Психологическая готовность  к школе в контексте

       проблемы адаптации «Начальная  школа» 1999 № 1 61-63 с. 

3. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с. 

4. Выготский  Л.С. Кризис семи лет/Собр.соч.  М., 1984 

5. Аверин  В.А.  Психология детей и подростков, СПб., 1994 

6. Выготский Л.С. Проблема возраста /Собр. соч. М., 1984 

7. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с. 

8. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?»  М.  1994  – 189 с. 

9. Гуткина   Н.Н.   Диагностическая    программа    по    определению

       психологической  готовности  детей  6-7  лет  к  школьному   обучению

       «Психологическое образование» 1997 – 235 с. 

10. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с. 
 
 
 

Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению