Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:23, реферат
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются
различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального
подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к
школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе,
разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Введение ……………………………………………………………………………..2
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости ………………………………………………………………………………...4
Компоненты психологической готовности к школе ………………………………..7
Подготовка дошкольника к учебе в семье ………………………………………..…11
Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка в школьному обучению ………………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………..16
Литература ……………………………………………………………………………..
закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все
более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования
связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре,
рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не
просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая
новые результаты.
Развивающееся мышление дает
детям возможность
результаты своих действий, планировать их.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет
объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам
для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и
делает выводы.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с
исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с
мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается
бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол,
весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он
запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после
дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение,
например, через час после прослушивания Л.А. Вегнер приводит такие
показатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: с
первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4
прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов
воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания
материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок
вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком
переутомления).
Обобщение и абстрагирование,
некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной
классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображенными на них
неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все больше» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется
созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками
мыслительной деятельности.
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к
новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как
к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра
дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на
новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со
старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к
образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует
внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование,
характеризующее личность ребенка в целом.
Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей
и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе,
когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная
потребность («Хочу в школу»).
Такая положительная направленность ребенка на школу, как на
собственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного
вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им
соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный
процесс.
Кроме отношения к учебному
процессу в целом, для ребенка,
в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу
дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со
взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится
непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в
ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты,
когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими
переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому
задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.
Классно-урочная система
отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими
детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале
школьного обучения.
О личностной готовности
на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Важная сторона готовности в
к школе относится к сфере
самосознания личности ребенка.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник
развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим
миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его
речевому общению со взрослыми.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной
обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые
человек способен в разные периоды своей жизни.
Ставится также вопрос об
регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы
личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что
проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие
воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения,
соподчинения им.
Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на
сложную систему требований.
Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной
деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность
ребенка.
Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.
В работах Е.Е. Кравцовой были выделены трудности , с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является его отношение к школьному учению. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднения ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание условности вопросов учителя), либо в сфере взаимодействия со сверстниками ( неумение слушать товарища), либо в сфере собственного самосознания
( завышенная оценка своих возможностей).
В сфере общения со взрослыми
к концу дошкольного возраста
происходят существенные
Другая, не менее важная сторона
связана с общением и
Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению