Психологическая готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психологическая готовность детей к школе.
Цель исследования состоит в определении психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Проанализировать подходы к проблеме психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов;
2. Раскрыть сущность и основное содержание понятия психологическая готовность ребенка к школе;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие психологической готовности детей к обучению в школе…..5
2. Описание организации исследования и диагностических методик......9
3.Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития………………………..………………………………………………......15
Заключение………………………………………………………………..…24
Глоссарий………………………………………..…………………..………26
Библиографический список ……………

Вложенные файлы: 1 файл

удачная.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Можайская СГБ

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Психологическая готовность к школе

Фамилия студента

Соломеина

Имя студента

Ольга

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

18803090701001


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.  Понятие психологической готовности  детей к обучению в школе…..5

2. Описание организации исследования  и диагностических методик......9

3.Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития………………………..………………………………………………......15

Заключение………………………………………………………………..…24

Глоссарий………………………………………..…………………..………26

Библиографический список …………………………………………….….30

Приложения…...……………………………………………………..………31

Введение

Успешное обучение ребенка в  школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и  нравственных качеств, общую психологическую  и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов.

Важно, чтобы ребенок пошел в  школу физически готовый к  ней. Но необходима и психологическая  готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет  к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развитие нашего общества диктуют изменения содержания и методов школьного обучения.

К концу дошкольного возраста ребенок  уже представляет собой в известном  смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психологическая готовность детей к школе.

Цель исследования состоит в  определении психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного  возраста.

Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

1. Проанализировать подходы к  проблеме психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов;

2. Раскрыть сущность и основное  содержание понятия психологическая  готовность ребенка к школе;

3. Изучить психодиагностические  методики для определения психологической  готовности к школе, подобрать базу для проведения эмпирического исследования;

4. Выявить особенности психологической  готовности к школе у шестилетних  и семилетних детей.

Для реализации сформированной цели была выдвинута следующая гипотеза: возраст ребенка влияет на его уровень готовности к школе: семилетние дети более подготовлены к школе, так как у них хорошо сформированы психологические предпосылки к обучаемости и уровень обучаемости высокий, а так же хорошо развито логическое мышление и речь.

Основная часть

    1. Понятие психологической готовности детей к обучению в школе

 

Проблема психологической готовности к школе в последнее время  стала очень популярной среди  исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают  и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Почти 20 лет в нашей стране существовало обучение в начальной школе двух типов: начиная с 6 лет по программе 1—4 и начиная с 7 лет по программе 1—3. Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6 лет не удался не только потому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что не всех детей можно обучать в школе с 6 лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где в школу начинают ходить с 5—6 лет. Но при этом как бы забывают, что дети этого возраста учатся там в рамках подготовительной ступени, где педагоги не проходят с ребятами конкретные предметы, а занимаются с ними разнообразными видами деятельности, адекватными данному возрасту (играют, рисуют, лепят, поют, читают книги, изучают основы счета и учат читать). При этом занятия проходят в свободной манере общения, допускающей непосредственное поведение ребенка, что опять-таки соответствует психологическим особенностям его возраста.

По сути дела, подготовительные классы очень похожи на существовавшие в  нашей стране в детских садах  подготовительные группы, в которых  дети с 6 до 7 лет обучались основам счета и чтения, лепили, рисовали, занимались музыкой, пением, ритмикой, физкультурой, — и все это в режиме детского сада, а не школы.

     Традиционно выделяются  три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и  социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное  задание.

К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определения  школьной зрелости.

В советской психологии детальная  проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988).

В работах Л.И. Божович (1968) выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне..

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту - диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода" (1981).

Н.Г. Салмина (1988) в качестве показателей  психологической готовности к школе  выделяет:

1) произвольность как одну из  предпосылок учебной деятельности;

2) уровень сформированное семиотической  функции;

3) личностные характеристики, включающие  особенности общения (умение совместно  действовать для решения поставленных  задач), развитие эмоциональной сферы  и др.

Отличительной особенностью этого  подхода является рассмотрение семиотической  функции как, показатели готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что  эффективным школьное обучение будет  только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и "совершенствуются.

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется  некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.

Л.С. Выготский однозначно отвечал  на вопрос о созревших функциях к  моменту обучения в школе, но все  же, у него есть замечание о низшем пороге обучения, то есть пройденных циклах развития, необходимых для дальнейшего обучения.

Все дело в том, что обучение, соответствующее "зоне ближайшего развития", все  равно опирается на некоторый  уровень актуального развития, который  для нового этапа обучения будет  являться низшим порогом обучения, а затем уже можно определить высший порог обучения, или "зону ближайшего развития". В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они опираются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста. Отсюда ясно, что эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л.С. Выготского фигурировали как незрелые, но тем не менее позволяющие ученикам обучаться письму, арифметике и т. д. Эти незрелые функции не являются тем низшим порогом, на который опираются школьные программы, и потому их незрелость не мешает обучению детей.

Работы Л.И. Божовичи Д.Б. Эльконина  как раз и были посвящены выявлению того низшего уровня актуального развития первоклассника, без которого невозможно успешное обучение в школе.

 

 

 

 

 

 

2 Описание организации исследования и диагностических методик

 

Исследования проводились на базе ДОУ №135 г. Можайск

Выборку испытуемых составили 20 детей. Из них 10 детей в возрасте 6 лет  и 10 детей в возрасте 7 лет. Дети посещают подготовительные группы ДОУ.

Исследование проводилось с  использованием следующих психодиагностических методик:

- Методика "Узор" Л.И. Цеханской;

- Методика по определению доминирования  познавательного или игрового  мотива в мотивационной сфере  ребенка;

Описание методик представлено далее.

Диагностика сформированности психологических  предпосылок овладения учебной  деятельностью

Методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базируются в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития ребенка в переходные периоды.

Методика "Узор" Л.И. Цеханской

Методика Л.И. Цеханской (1978) направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего.

Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются "полоской".

Перед ребенком ставится задача —  рисовать узор, следуя правилу: соединять  треугольники и квадраты через кружок (способ действия). При этом он должен следовать диктанту, который дается экспериментатором и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует соединять (треугольник — квадрат, квадрат — треугольник, два квадрата и т.д.).

Вначале ребенку предлагается образец  узора и дается инструкция. Затем  следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания.

Эксперимент состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией  узора.

Материал методики ("полоски" геометрических фигур) располагается  на четырех страницах. На первой странице, в центре верхней части, дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Внизу этой же страницы расположена "полоска" геометрических фигур, на которой ребята учатся рисовать узор под диктовку. На трех следующих страницах дается по одной "полоске" фигур на каждой, соответственно для I, II и III серий эксперимента.

Инструкция к проведению. Детям  говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на ли сточках нарисованы ряды треугольников, квадратов и  кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

1) два треугольника, два квадрата  или квадрат с треугольником  можно соединять только через  кружок;

Информация о работе Психологическая готовность к школе