Психологическая готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психологическая готовность детей к школе.
Цель исследования состоит в определении психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Проанализировать подходы к проблеме психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов;
2. Раскрыть сущность и основное содержание понятия психологическая готовность ребенка к школе;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие психологической готовности детей к обучению в школе…..5
2. Описание организации исследования и диагностических методик......9
3.Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития………………………..………………………………………………......15
Заключение………………………………………………………………..…24
Глоссарий………………………………………..…………………..………26
Библиографический список ……………

Вложенные файлы: 1 файл

удачная.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Если с игрой "Пожалуйста", применяемой для включения участников группы в ситуацию, дети справляются довольно быстро, то с последующими играми дело обстоит не так просто. Поэтому, когда ребята осваивают очередную игру, они хотят без конца играть в нее, испытывая явное удовольствие от ощущения собственных возможностей. Порой ведущему группу бывает очень трудно переключить детей на новую, пока еще не освоенную ими игру. Ребята требуют играть в то, что у них уже получается и позволяет им испытывать положительные эмоции. Таким образом, мотив выигрыша в результате освоения деятельности связывается для ребенка с радостными переживаниями и новыми впечатлениями, которые он хочет испытать снова и снова, тем более что взрослый очень эмоционально приветствует победителя и предлагает всем ребятам поздравить его.

Выиграть в игре — значит качественно выполнить задание, а для этого необходимы развитые произвольные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и др. Но как раз с этим у детей большие проблемы. И здесь на помощь приходит взрослый, обучая их произвольному овладению психическими процессами через опосредствование с помощью специальных техник (широко применяется метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Ребята охотно обучаются приемам овладения собственными психическими процессами, поскольку это помогает им выиграть в соревновании. Победителем становится тот игрок, который не ленится учиться наблюдать, запоминать, быстро реагировать, логически мыслить и т. д. По мере развития высших психических процессов у ребенка хорошо получаются все новые и новые задания, в результате чего он выигрывает, то есть удовлетворяет свою потребность в выигрыше и похвале. Для некоторых детей момент выигрыша так и остается самым главным в игре, то есть вне ситуации соревнования им уже неинтересно выполнять данное задание. Но для большинства ребят вместе с приходящими к ним умениями появляется интерес и к самой деятельности, являющейся содержанием игры-соревнования. Фактически, происходит развитие самосознания и мотивационной сферы. Постепенно у ребенка изменяется самооценка, он перестает считать себя ни на что не способным. Появляется интерес попробовать свои возможности в новых видах деятельности и освоить их. Так развивается познавательная потребность, а ребенок становится субъектом учения, сознательно выполняющим предложенные ему задания. Но все это время взрослый должен быть начеку, рядом и внимательно следить за развитием своего подопечного, при необходимости помогая ему и поддерживая его веру в себя, так как серьезные неудачи могут свести на нет уже достигнутые успехи.

Таким образом, описанная  методика позволяет развить (сформировать) у детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста познавательные мотивы, мотивы достижения, широкие  социальные мотивы учения, что все  вместе составляет учебную мотивацию. В том случае, когда у ребенка появляется познавательная и учебная мотивация, можно надеяться, что он и в дальнейшем в школе будет учиться (при условии, что у него сложатся нормальные отношения с учителем).

Основной содержательный материал, используемый в группах развития, — развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие:

— игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;

—логические игры;

— игры с правилами;

— игры, развивающие фонематический слух;

— игры, развивающие внимание и память;

— игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.

Но кроме всевозможных игр существенное место в программе  групп развития должно быть уделено "урокам" литературы, на которых  дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же "уроках" ребята учатся правильно и литературно говорить.

Программа читаемой детям  литературы должна быть разной в зависимости  от степени их развития. Ребятам  с отсутствием познавательного  интереса надо начинать читать самые  простые сказки (типа "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба"). Причем вначале чтение должно быть очень непродолжительным, не более 5 минут, поскольку эти дети не привыкли слушать книги, да им это и неинтересно. После окончания чтения необходимо поговорить с ребятами о прочитанном, задать им вопросы по тексту. При ответах на вопросы необходимо хвалить детей за любую попытку ответить.

Очень хорошо стимулируют  интерес к чтению инсценировки прочитанного, которые разыгрываются ребятами сразу после прочтения сказки или рассказа. Делается это следующим образом. Ведущий группу предупреждает детей, что сейчас они послушают сказку, а потом по этой сказке поставят маленький спектакль. После первого прочтения текста взрослый спрашивает, кого из персонажей сказки запомнили ребята, и кто кем хочет быть. Распределив роли, слушают сказку еще раз или два, а затем с помощью взрослого инсценируют ее. Если кому-то не досталось роли, то он участвует в этой же инсценировке при повторном ее исполнении. Кроме того, рекомендуется одну и ту же инсценировку повторять несколько раз, чтобы дети могли меняться ролями.

В группах развития, где  собраны более сильные дети, надо начинать с книг, соответствующих  их интересу. Но и в этом случае рекомендуются  инсценировки прочитанного.

По мере появления познавательного  интереса у детей и улучшения их психического развития в целом, после того как они с удовольствием начнут слушать книги, будут справляться с играми на фонематический слух и с логическими играми, можно начинать обучение чтению и счету. Но азы чтения и счета также должны даваться в игровой форме, а не в виде уроков.

Заключение

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психологического развития ребенка  для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному  обучению определяется прежде всего  для выявления детей, не готовых  к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с нуждающими в  ней детьми целесообразно проводить  в группах развития. В этих группах  реализуется развивающая психику  ребят программа. Не ставится специальной  задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести  психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Диагностика дошкольников имеет большое  значение. Особенно важно, чтобы педагог  мог квалифицировано провести все  мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.

Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести  вред ребёнку.

Педагог должен не только, квалифицировано  обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

В работе было проведено эмпирическое исследование готовности ребенка к школе.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют  сделать следующий вывод:

- все исследуемые дети и из  семилетней и из шестилетней  группы готовы к обучению у  них достаточно сформированы  психологические предпосылки к  обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

- в процессе исследования были  выявлены дети, как в одной,  так и в другой группе нуждающиеся  в повышенном внимании, помощи  и поддержки со стороны педагогов  и родителей, требующие дополнительных заданий;

- рассчитанные коэффициенты говорят  о том, что возраст ребенка  влияет на его готовность к  школе;

- обучаемость ребенка с возрастом  не сильно меняется, у шестилетних  детей она мало чем отличается  от детей в семилетнем возрасте,

- на уровень логического мышления и речи возраст имеет влияние, у семилетних детей уровень развития логического мышления и речи выше.

Результаты исследования подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале: возраст  ребенка влияет на его уровень  готовности к школе: семилетние дети более подготовлены к школе, так как у них хорошо сформированы психологические предпосылки к обучаемости и уровень обучаемости высокий, а так же хорошо развито логическое мышление и речь.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Адаптация

(лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

2

Воспитание

целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию  в общественной и культурной жизни  в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

3

Группа (класс)

объединение людей, имеющих общий  значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые  регулируются формальными или неформальными  социальными институтами.

4

Дошкольный возраст

этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей  деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три  периода:

 

    младший дошкольный возраст  — от 3 до 4 лет;

    средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

    старший дошкольный возраст  — от 5 до 7лет.

5

Игра

вид деятельности, заключающийся в  психологической вовлеченности  в некий процесс.

6

Мышление

высшая ступень человеческого  познания, процесс отражения в  мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

7

Навык

действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

8

Ребенок

человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных  культурах, теориях жизненного цикла  и юридических системах. В общем  случае, ребёнком называют человека от рождения до наступления половой  зрелости

9

Речь

исторически сложившаяся форма  общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

10

Обучаемость

есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при  наличии и относительном равенстве  других исходных условий (исходного  минимума знаний, положительного отношения  к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;


 

Список использованных источников

1 Белопольская Н.Л.

Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов  деятельности в целях диагностики  задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974.

2 Божович Л.И

Личность и ее формирование в  детском возрасте. М., 1968

3 Божович Л.И

Проблемы формирования личности. М.—  Воронеж, 1995.

4 Божович Л.И., Славина Л.С.

Психическое развитие школьника и  его воспитание. М., 1979

5 Выготский Л.С.

Игра и ее роль в психическом  развитии ребенка //' Вопросы психологии. 1966.

6 Выготский Л.С.

Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

7 Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей

8 Конева О.Б.

Психологическая готовность детей  к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

9 Кравцова Е.Е.

Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

10 Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики. М., 1972.

11

Психологический словарь. М., 1983.


Приложения

1

Логические игры

Составь загадку

Эта игра основана на известной  психологической методике "4-й  лишний". Экспериментатор предлагает испытуемому 4 картинки, среди которых  три можно отнести к какой-то одной группе предметов или живых существ, а четвертую к этой группе отнести нельзя, и потому ее надо исключить. Например, 4 картинки: кастрюля, сковородка, чайник, стул. Три картинки (кастрюля, сковородка, чайник) можно объединить в одну группу, так как это — посуда, стул в эту группу предметов включить нельзя, потому что он к посуде не относится, следовательно, картинку "стул" надо исключить как неподходящую к остальным.

Сначала с детьми проводится в виде игры на отгадывание загадок непосредственно методика "4-й лишний" (но желательно на другом стимульном материале). При этом преследуется цель — развить у ребят эмпирическое обобщение, то есть научить их классифицировать предметы по основным существенным признакам, или подводить под общее понятие. Обучаясь этой игре, сделанной из лото, дети знакомятся с такими общими понятиями, как "мебель", "посуда", "транспорт" и т. д. После того, как с этим вариантом игры все справятся хорошо, предлагается другой вариант, заключающийся в том, что ребята самостоятельно должны составить "загадку" на исключение четвертого лишнего. Все игроки разбиваются на пары, и каждый для другого составляет свою "загадку", причем по условиям игры требуется не просто исключить лишний предмет, но и объяснить свой ответ. Если ребенок затрудняется это сделать, то ответ и объяснение дает тот, кто придумал "загадку".

Второй вариант игры позволяет  лучше освоить процесс эмпирического  обобщения, так как требуется  не просто решение предложенной задачи, а самостоятельное составление таковой, что гораздо сложнее.

Игра проводится в виде соревнования.

Лодочки

Ребенку показывают картинку, где в виде человечков нарисованы красный и синий карандаши, стоящие  возле реки. У берега реки находятся  три лодки: красная, красно-синяя (наполовину красная, наполовину синяя) и синяя. Показывая на картинку, взрослый предлагает ребенку следующую сказочную задачу: "Красный и синий карандаши хотят вместе покататься по реке в одной лодке. У берега реки три лодки. Красному карандашу нравится лодка красного цвета, а синему карандашу нравится лодка синего цвета. Какую лодку им выбрать, чтобы они могли покататься вместе в одной лодке и чтобы и красный, и синий карандаши были довольны?"

Успешно справиться с этим заданием ребенок может только в  том случае, если совместит данные сразу о двух объектах, содержащиеся в условии задачи (желания красного и синего карандаша), что позволит ему выбрать лодку красно-синего цвета.

Составь рассказ

Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в  неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

2 Игры, развивающие фонематический  слух

Эхо

Перед игрой взрослый объясняет  детям, что такое эхо. "Вы слышали  когда-нибудь про эхо? " — спрашивает он. — "Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: "Здравствуй, Эхо!" — то оно ответит вам так же: "Здравствуй, Эхо!" — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит". После этого рассказа детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эхо, то есть они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

В качестве материала воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

Расколдуй слово

Эта игра применяется для  развития фонематического слуха  и облегчает обучение звуковому  анализу слова. Ведущий группу рассказывает детям сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного вступления и условий игры ребятам объясняют, что такое звук, чем он отличается от буквы, и приводят несколько примеров звукового анализа. Затем дети распределяют между собой роли. Злой волшебник должен быть один, а спасителей слов может быть несколько. По ходу игры участники меняются ролями.

Трудность предлагаемых для "расколдовывания" слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: "пол", "кот", "кит", "каша"ит. д. Все звуки слова должны произноситься ведущим очень четко, а гласные даже тянуться.

Эта игра проводится не в  виде игры-соревнования, а как обычная сюжетно-ролевая игра. Как правило, ребята в ней с увлечением и азартом производят звуковой анализ слов, который в виде учебного задания им недоступен и неинтересен.

Много игр, способствующих развитию фонематического слуха, можно найти в книгах Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман (1987,1994).

3 Игры, расширяющие кругозор  и словарный запас ребенка

 

Краски

В этом разделе использованы игры из книг: Литвинова М.Ф. Русские  народные подвижные игры. М., 1986; Детские  подвижные игры народов СССР. М., 1988.

Дети выбирают хозяина  и двух покупателей, все остальные  игроки — краски. Каждая краска придумывает  себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: "Тук-тук!" — "Кто там?" — "Покупатель". — "Зачем пришел?" — "За краской". — "За какой?" — "За голубой". Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси" или "Скачи на одной ножке по голубой дорожке". Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

Правило игры, покупатель не должен повторять дважды один и тот  же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Указание к проведению. Перед игрой ведущий группу должен познакомить детей с самыми разнообразными цветами и оттенками красок.

Ловля рыб

Игроки делятся на две  группы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — рыболовы (их меньше), другая — рыбы. В начале игры между  ними происходит разговор:

— Что вы вяжете? — спрашивают рыбы.

— Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

— Что вы будете ловить?

- Рыбу.

— Какую?

- Щуку.

— Ловите!

Рыбы поворачиваются и  бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.

Правила игры. Ловить рыб  можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов  дотрагивается до нее рукой.

Указания к проведению. Перед началом игры ведущий группу знакомит детей по книжкам и картинкам  с разными видами рыб.

Цветы

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, лилия, нарцисс и т. п.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет название какого-нибудь другого цветка, участвующего в игре. Убегает названный цветок.

Правила игры. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Указания к проведению. Играющие могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами и т. д. Каждый раз ведущий группу перед началом  игры показывает и рассказывает детям о различных цветах, зверях, рыбах, птицах и т. д.

4 Игры, развивающие внимание  и память

 

Исчезнувший предмет

На столе ставятся несколько  небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой предмет исчез.

Детям, для которых эта  игра окажется трудной, целесообразно  применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Что изменилось?

На столе ставят несколько небольших игрушек. Играющим предлагают запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе.

Информация о работе Психологическая готовность к школе