Психологическая защита личности: отрицание, вытеснение, проекция, сублимация и другое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:56, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является - разобраться в проблеме психологической защиты человека.
Задачи работы:
- дать определение и общее понятие механизмов психологической защиты;
- рассказать об основных видах и типах психологической защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности……....3
2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
2.1. «Естественные» психологические защиты…………………….......7
2.2. «Интегративные» психологические защиты……………………..12
3. Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы и источников…………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

Если человек не может  найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется  в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.

Уход в виртуальную  реальность

Уход в виртуальную  реальность / виртуальность является типическим проявлением психологической  защиты, называемой уходом.

Одним из видов виртуальных  защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных  формах, в частности - фантазии и  мечты, которые и осуществляют идеальное  преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.

Включение в виртуальную  реальность рассматривается с различных  позиций и предполагает выполнение ряда функций:

- преодоление внутреннего конфликта, вызванного глубинными причинами;

- защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны; [4]

- защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более «наглядна».

Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте («воздушные замки») отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:

1. Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя  достижения в тех проблемах,  которые он не может решить  в жизни.

Например, отвергнутый группой  сверстников подросток воображает себя известным актером, приехавшим в свой город, и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф, прийти в гости, «помочь достать» билет  на его выступление и пр. Основной недостаток - отсутствие дальнейшей реальной деятельности, наличие фантастической удовлетворенности.

2. Виртуальная идентификация  - отождествелние себя с великим человеком или персонажем - героем битв, мужества и красоты или «великим мучеником», связанные с фантастическим избавлением от ситуации.

Причиной погружения в  виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи, ...).

Регрессия

Регрессия как защитный механизм личности была изучена и описана  З. Фрейдом, который понимал его  преимущественно как форму возвращения  бессознательного от генетически поздней  фазы развития к более ранней и  который осуществляется путем смены  различных психических систем. По этому поводу З. Фрейд писал, что  следует различать регрессию  трех видов:

1. топическую, обусловленную  функционированием психического  аппарата;

2. временную, при которой  вновь вступают в действие  прежние способы психической  организации;

3. формальную, заменяющую  обычные способы выражения и  образного представления более  примитивными.

Эти три формы в основе своей едины, поскольку более  давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психологической топике в системе  восприятия.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует  о неуверенности в принятии собственных  решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.

  1. Основные приемы юмора как психологической защиты и их использование

Среди трудных жизненных  обстоятельств можно выделить чрезвычайные ситуации, когда самообладание и чувство юмора особенно важны. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию или становятся заложниками.

Смех, улыбка и шутка благотворно действуют на нервную систему, тонизируют жизнедеятельность взрослых и детей, снижают кровяное давление, способствуют глубокому дыханию, удаляют из организма стрессовые гормоны, укрепляя иммунную систему. Смеющийся человек менее восприимчив к боли. Доказано, что одна минута смеха снимает психическое напряжение так же эффективно, как сорок пять минут физических упражнений.

Улыбка облегчает установление контакта и укрепляет социальные связи. Улыбка одного человека вызывает улыбку на лице другого, нередко освобождая нас от негативной стимуляции. Уточнение  роли юмора и его социально-педагогических возможностей при преодолении человеком  трудной жизненной ситуации осуществимо  в контексте анализа его психолого-педагогической составляющей. [6]

При рассмотрении возможностей юмора в профессиональной деятельности и его влияния на преодоление  кризиса личностью отмечается необходимость  создания с его помощью доброй атмосферы в коллективе и соблюдения ряда требований использования данного  средства.

Исследователи выделяют аспекты  наиболее существенного воздействия  стресса на личность, ее поведение  в целом, здоровье, когнитивные и  физиологические возможности человека, что позволяет наметить пути использования различных приемов юмора для снижения негативного влияния стрессов.

Одним из первых классифицировал  приемы юмора Цицерон, выделив следующие: смешное, проистекающее из самого содержания предмета; смешное, зависящее от формы  слов и словосочетаний.

Современная их классификация  предложена А.Н. Луком (1997):

- ирония характеризует  расхождение намерения и результата. Чем глубже скрыт истинный  смысл иронии, тем она язвительнее.  Всегда противопоставляя скрытое  и видимое, иронизирующий человек  намеренно говорит не то, что  думает. Тем не менее его действительные  мысли очевидны при ироническом  высказывании. Именно поэтому думающий  творческий собеседник поймет, о  чем идет речь. Особенно ценна  самоирония как способность пошутить  над самим собой, признаться  в собственной ошибке или оплошности;

- пародия — творение  автора, подражающее какому-либо  устному или письменному произведению, литературному или научному направлению  с целью их развенчания или  осмеяния;

- двойное истолкование — предполагает использование полисемии как способности слова иметь несколько значений;

- повторение как прием остроумия; комическое нередко достигается путем повторения каких-то элементов поведения, речи или слов при условии, что повторение неестественно или нелепо, когда реальная обстановка не требует переживания сказанного;

- сравнение по отдаленному или случайному признаку — сопоставление несравнимых, непохожих одного на другой предметов или явлений;

- доведение до абсурда — используя этот прием сначала соглашаются с мыслью собеседника, а затем краткой оговоркой изменяют смысл произне сенной фразы, превращая ее в алогичную, часто комическую;

- намек — рассказ о факте, сходном по смыслу с поступком человека или возникшей ситуацией для того, чтобы адресаты приема самостоятельно сделали выводы по обстановке, оценку которой необходимо дать. Педагогу данный прием позволяет абстрагироваться от конкретного слушателя, анализируя ситуацию;

- псевдоконтраст или ложное противопоставление — после сформированного личного прогноза финала ситуации предлагается неожиданная концовка, которая отражает рассогласование ожидаемого и реально неожиданного;ложное усиление — прием, отличающийся от псевдоконтраста тем, что в нем заключительная часть высказывания по форме подтверждает начальную, а по существу ее опровергает;

- обратное сравнение — в данном приеме используемому выражению возвращается его первоначальный смысл;

- смешение стилей — создание юмористической ситуации, употребление в одном рассказе или предложении слов, относящихся к разным стилям речи: книжному, разговорному и др.

Рассмотренные приемы позволяют  конкретизировать ряд позиций по их использованию в социально-педагогическом процессе и развитии индивидуализации ребенка, переживающего стресс. Работа по внедрению приемов юмора в процесс выхода из кризисной ситуации будет способствовать коммуникативному развитию человека, достижению личностного роста. [4]

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев тему данной работы, сделаны выводы.

Термин «психологическая защита» в последние десятилетия  часто встречается в медицинской, социальной, психологической литературе. Исследованием данного явления  занимались такие учёные, как А. Фрейд,

З. Фрейд, и многие другие. Среди учёных нет единства мнений о том, сколько механизмов психологической защиты существует у человека.

Анализ литературных источников по рассматриваемой нами проблеме показывает, что среди учёных нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защиты, ни на степень их соотнесения друг с другом, ни на их определения в некоторых случаях.

За счет реализации психологических  механизмов, как правило, достигается  лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают  хронический характер, так как  человек лишает себя возможности  активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных  переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы  и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься. [4]

Юмор является формой защиты, которая используется индивидом  для скрытия от себя и других вытесненной  в бессознательное недостигнутой цели. Юмор может стать формой самоутверждения. [6]

В ходе выполнения работы была достигнута поставленная в начале цель: разобраться в проблеме психологической защиты человека. Были рассмотрены: общее понятие о механизмах психологических защит личности,типология, основные виды и функции защитных механизмов, «Естественные» и «Интегративные» психологические защиты.

 

Список используемой литературы и источников

  1. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений./ Т.Д. Марцинковская - М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Издательский центр «Академия»,2001
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997
  4. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.
  5. Интернет-ресурс: http://psyera.ru/2937/psihologicheskaya-zashchita
  6. Интернет-ресурс: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473333
  7. Интернет-ресурс: http://www.nevrozovnet.ru/zashita/psixologicheskaya-zashhita-vytesnenie.html
  8. Интернет-ресурс: http://rudocs.exdat.com/docs/index-270572.html?page=7

 


Информация о работе Психологическая защита личности: отрицание, вытеснение, проекция, сублимация и другое