Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и изучение основных подходов к исследованию конфликта.
2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация…………………………………………………………………..4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14
§3 Специфика организационного конфликта………………………………21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования………………………………………………...30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций………………….34
2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37
Заключение..................................................................
........................................38
Приложения…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………...47
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Психологические аспекты организационного конфликта»
Островский В.В.
Научный руководитель:
наук, доцент кафедры
Филиппченкова С.И.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация……………………………………………
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14
§3 Специфика организационного конфликта………………………………21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования……………………
2.2. Анализ результатов
эмпирического исследования…………
2.3. Практические рекомендации
по оптимизации
сотрудников коммерческих организаций………………….34
2.4. Выводы по исследованию……………………
Заключение....................
..............................
Приложения……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Актуальность проблемы. Психологическая наука постоянно развивается.
Исследователи формулируют выводы и строят концепции, открывают нам истинное
знание о человеке, его возможностях и способностях, путем выявления
взаимосвязей между характеристиками психической деятельности и поведения
человека.
Многократными эмпирическими исследованиями представителей
различных школ и направлений доказано огромное влияние врожденных
характеристик на последующую жизнь и развитие человека. Но все же есть
множество неисследованных вопросов. В данной курсовой работе будет затронут
один из актуальных вопросов современной психологической науки - взаимосвязь
темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у представителей
профессии типа "человек-человек". Результаты исследования имеют важное
практическое значение.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников
коммерческой организации "Стройцентр" (строительной компании).
Предмет исследования:
взаимозависимость
стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое
исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий
поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также
разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной
деятельности сотрудников организации.
Для достижения
данных целей необходимо
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и
изучение основных
подходов к исследованию
2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий
поведения в конфликте
у сотрудников коммерческой
3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной
деятельности сотрудников организации.
Гипотеза: выдвигается предположение, что существует взаимосвязь
особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у
сотрудников коммерческой организации.
Методы исследования:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению К. Томаса.
2. Методика диагностики темперамента Айзенка.
3. Для математико-статистической обработки результатов исследования
использовались – описательные статистики, коэффициент ранговой
корреляции Спирмена.
Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии
§1: Социально –
психологическое содержание
классификация.
Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех
народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе
означает «столкновение». В качестве научного термина это слово в близком,
но не тождественном смысле применяется в психологии.
Употребление термина «
проблем психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии,
психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются западными
психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического
представления о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с
позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л.
Хялп), с позиций ролевых подходов (У. Гуд, Т. Ныоком, У. Мейсон и др.).
Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф.
Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального
конфликта Л. Козера, теория конфликтологии У. Ф. Линкольна, когнитивная
теория М. Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К.
Томаса. В связи с таким разнообразием теорий, посвященных проблемам
конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия,
которые зависят и от их точки зрения на природу биологического и
социального, и от взгляда па конфликт как на личностное или массовидное
явление, и т. д.
М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим
образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к
предшествующему развитию. Конфликт — это генератор новых структур. Как
можно без труда заметить, последняя фраза в этом определении указывает на
позитивный характер конфликтов и отражает современную точку зрения, что в
эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.
Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит
следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих
несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких
объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии,
классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе
связана с постановкой и решением задач организации и управления, с
прогнозированием и принятием решений, а также - планированием
целенаправленных действий.
К. Левиным конфликт
на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы
примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как
внутриличностные, так и межличностные конфликты.
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается
ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность,
играющая ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся на межролевые,
внутриролевые и личностно-ролевые.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это
борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и
средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или
элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции
конфликта — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если
конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не
затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если
же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так
как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Основоположник самостоятельного направления в изучении
конфликтов в американской социологии и социальной психологии—
конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций
здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения
конфликта: конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя бы одной
стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая
сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват,
подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения
собственных интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в
удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов.
В отечественной психологии
конфликтов, имеющих социально-психологическое содержание: социальные,
межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее
определение: конфликт — это столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными
переживаниями.
В научной литературе имеются различные классификации
конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник,
содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры
взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект,
социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и
стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.
Остановимся более подробно на некоторых классификациях
конфликтов.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные»,
кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие
конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у
друга. К. вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица,
находящиеся в подчинении одни у другого. В смешанных конфликтах
представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты,
имеющие вертикальную составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, — это
приблизительно 70—80% всех конфликтов.
По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные
(созидательные, позитивные) и деструктивные, (разрушительные, негативные).
Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от
вторых — необходимо. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие
конфликта часто проявляется в следующем:
— конфликт ускоряет процесс самосознания;
— под его влиянием утверждается и подтверждается определенным набор
ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но
достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям;
— конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у
других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и
поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что
возникают официальные и неофициальные союзы;
— конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и даже
народов и между ними;
— он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;
— конфликт способствует расстановке приоритетов;
— он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже
конструктивного выхода эмоций;
— благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения,
нуждающиеся в обсуждении, понимании, при знании, поддержке, юридическом
оформлении и разрешении;
— конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и
группами;
— благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого
предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:
— конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
— это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
Информация о работе Психологические аспекты организационного конфликта