Психологические аспекты организационного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и изучение основных подходов к исследованию конфликта.
2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация…………………………………………………………………..4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14
§3 Специфика организационного конфликта………………………………21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования………………………………………………...30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций………………….34
2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37

Заключение..................................................................
........................................38
Приложения…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

  КУРСОВАЯ РАБОТА

 

        на  тему: «Психологические аспекты  организационного конфликта»

 

 

 

                                Выполнил:

 

                                  Студент группы ПСИ-43

 

                               Островский В.В.

 

 

                                  Научный руководитель:

 

 

                                  кандидат психологических

 

                               наук, доцент кафедры

 

                                 психологии и философии

 

                               Филиппченкова С.И.

 

 

 

                                 Тверь 2004

 

                                 Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

 

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация…………………………………………………………………..4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14

§3 Специфика организационного конфликта………………………………21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования………………………………………………...30

2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования…………………...32

2.3. Практические рекомендации  по оптимизации профессиональной  деятельности

сотрудников коммерческих организаций………………….34

2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37

 

Заключение..................................................................

........................................38

Приложения…………………………………………………………………….40

Литература……………………………………………………………………...47

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Актуальность  проблемы. Психологическая  наука  постоянно  развивается.

Исследователи формулируют выводы и строят концепции, открывают нам  истинное

знание  о  человеке,  его  возможностях  и  способностях,  путем   выявления

взаимосвязей между характеристиками  психической  деятельности  и  поведения

человека.

 

            Многократными   эмпирическими   исследованиями    представителей

различных  школ  и  направлений   доказано   огромное   влияние   врожденных

характеристик на последующую жизнь и  развитие  человека.  Но  все  же  есть

множество неисследованных вопросов. В данной курсовой работе будет  затронут

один из актуальных вопросов современной психологической науки -  взаимосвязь

темперамента и стратегии поведения в конфликтных ситуациях у  представителей

профессии  типа  "человек-человек".  Результаты  исследования  имеют  важное

практическое значение.

        Объект  исследования:  профессиональная   деятельность   сотрудников

коммерческой организации  "Стройцентр" (строительной компании).

    Предмет исследования: взаимозависимость особенностей  типа темперамента,

стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.

         Цель  исследования:   теоретическое   осмысление   и   эмпирическое

исследование взаимозависимости  особенностей  типа  темперамента,  стратегий

поведения в  конфликте  у  сотрудников  коммерческой  организации,  а  также

разработка  практических  рекомендаций  для   оптимизации   профессиональной

деятельности сотрудников организации.

    Для достижения  данных целей необходимо решить  следующие задачи:

1. Анализ отечественной  и зарубежной литературы по  проблеме  темперамента  и

   изучение основных  подходов к исследованию конфликта.

2. Исследование  взаимосвязи  особенностей  типа  темперамента  и  стратегий

   поведения в конфликте  у сотрудников коммерческой организации.

3. Разработка практических  рекомендаций  для  оптимизации  профессиональной

   деятельности сотрудников  организации.

      Гипотеза:  выдвигается  предположение,  что  существует   взаимосвязь

особенностей  типа  темперамента  и  стратегий  поведения  в   конфликте   у

сотрудников коммерческой организации.

    Методы исследования:

 

1.  Методика  диагностики  предрасположенности   личности   к   конфликтному

   поведению К. Томаса.

2. Методика диагностики  темперамента Айзенка.

3.  Для   математико-статистической   обработки   результатов   исследования

   использовались  –   описательные   статистики,     коэффициент   ранговой

   корреляции Спирмена.

 

 

 

                                   Глава 1

        Основные  подходы к понятию конфликта  в современной психологии

    §1: Социально –  психологическое содержание понятия  «конфликт», и его

                               классификация.

 

               Конфликты существовали  всегда,  во  все  времена  и  у  всех

народов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что в  переводе

означает «столкновение». В качестве научного термина это  слово  в  близком,

но не тождественном смысле применяется в психологии.

               Употребление термина «конфликт»  встречается  при  разработке

проблем психологии личности, в общей,  медицинской,  социальной  психологии,

психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются  западными

психологами   преимущественно   в    духе    традиций    психоаналитического

представления о природе  индивида  (К.  Хорни,  Г.  Салливен,  Э.  Берн),  с

позиций когнитивной психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К.  Л.

Хялп), с позиций ролевых подходов  (У. Гуд, Т. Ныоком,  У.  Мейсон  и  др.).

Известны и такие теории конфликтов,   как теория структурного  баланса    Ф.

Хайдера, структурно-функциональный подход Т.  Парсонса,  теория  социального

конфликта Л. Козера, теория  конфликтологии  У.  Ф.  Линкольна,  когнитивная

теория М. Дойча,  теория  стратегии  поведения  в  конфликтной  ситуации  К.

Томаса.   В  связи  с  таким  разнообразием  теорий,  посвященных  проблемам

конфликтов, авторы предлагают большое количество определений этого понятия,

которые  зависят  и  от  их  точки  зрения  на  природу   биологического   и

социального, и от взгляда па конфликт  как  на  личностное  или  массовидное

явление, и т. д.

                М. А. Робер  и  Ф.  Тильман  определяют  конфликт  следующим

образом:  это  состояние   потрясения,   дезорганизации   по   отношению   к

предшествующему развитию. Конфликт  —  это  генератор  новых  структур.  Как

можно без труда заметить, последняя фраза в этом  определении  указывает  на

позитивный характер конфликтов и отражает современную точку  зрения,  что  в

эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.

                 Определение  Дж.  фон  Неймана  и  О.  Моргенштейна  звучит

следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух  объектов,  обладающих

несовместимыми целями и способами достижения этих целей.  В  качестве  таких

объектов могут рассматриваться люди,  отдельные  группы,  армии,  монополии,

классы, социальные институты и  др.,  деятельность  которых  так  или  иначе

связана  с  постановкой  и  решением  задач  организации  и  управления,   с

прогнозированием   и   принятием   решений,   а   также   -    планированием

целенаправленных действий.

               К. Левиным конфликт характеризуется  как ситуация,  в  которой

на  индивида  одновременно  действуют   противоположно   направленные   силы

примерно  равной  величины.   В   своих   работах   он   рассматривает   как

внутриличностные, так и межличностные конфликты.

               С точки  зрения  ролевой  теории  под  конфликтом  понимается

ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым  подвержена  личность,

играющая ту или иную роль. Обычно такие  конфликты  делятся  на  межролевые,

внутриролевые и личностно-ролевые.

               В теории социального  конфликта  Л.  Козера  конфликт  —  это

борьба по поводу ценностей и притязаний из-за  дефицита  статуса,  власти  и

средств,  в  которой  цели  противников   нейтрализуются,   ущемляются   или

элиминируются их  соперниками.  Автор  делает  упор  на  позитивной  функции

конфликта — поддержание динамического равновесия  социальной  системы.  Если

конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или  интересами,  не

затрагивающими основ существования групп, то он  является  позитивным.  Если

же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то  он  нежелателен,  так

как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

                Основоположник  самостоятельного  направления   в   изучении

конфликтов   в   американской   социологии    и    социальной    психологии—

конфликтологии —У. Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта  с  позиций

здравого смысла и прагматизма и придерживается такого  рабочего  определения

конфликта: конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя  бы  одной

стороной того, что  ее  интересы  нарушает,  ущемляет  и  игнорирует  другая

сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться  за  захват,

подавление  или  уничтожение  интересов   соперников   ради   удовлетворения

собственных  интересов.  В  сущности,   конфликт   —   это   конкуренция   в

удовлетворении интересов, фактически — конфликт интересов.

               В отечественной психологии выделяют, как  правило,  три  вида

конфликтов,  имеющих   социально-психологическое   содержание:   социальные,

межгрупповые   и   межличностные.    Наиболее    распространено    следующее

определение:  конфликт  —  это  столкновение  противоположно   направленных,

несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого  индивида,

в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях  индивидов  или

групп   людей,   связанное   с   острыми    отрицательными    эмоциональными

переживаниями.

                 В  научной  литературе  имеются   различные   классификации

конфликтов.  Основаниями  для  классификаций   могут   быть   их   источник,

содержание, значимость,  тип  разрешения,  форма  выражения,  тип  структуры

взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический  эффект,

социальный результат. Конфликты могут  быть скрытые и явные,  интенсивные  и

стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.

                 Остановимся  более  подробно  на  некоторых  классификациях

конфликтов.

По направленности конфликты делятся на  «горизонтальные»  и  «вертикальные»,

кроме этого,  выделяют  и  «смешанные».  К  горизонтальным    относят  такие

конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг  у

друга. К. вертикальным конфликтам относят те,  в  которых   участвуют  лица,

находящиеся  в  подчинении  одни  у   другого.   В    смешанных   конфликтах

представлены  и  вертикальные,  и  горизонтальные  составляющие.  Конфликты,

имеющие вертикальную составляющую, т.е.  вертикальные  и  смешанные,  —  это

приблизительно 70—80% всех конфликтов.

По   значению   для   коллектива   конфликты   делятся   на   конструктивные

(созидательные, позитивные) и деструктивные,  (разрушительные,  негативные).

Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От  первых  уходить  нельзя,  от

вторых  —  необходимо.  По  У.  Ф.  Линкольну,   положительное   воздействие

конфликта часто проявляется в следующем:

—  конфликт ускоряет процесс самосознания;

—  под  его  влиянием  утверждается  и  подтверждается  определенным   набор

ценностей,  хотя  бы  и  противоречивый  и  лишь  на  некоторое  время,   но

достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям;

— конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться,  что  у

других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и  результатам  и

поддерживают  применение  тех  же  средств  —  до   такой    степени,    что

возникают официальные и неофициальные союзы;

— конфликт приводит к  объединению  единомышленников  внутри  групп  и  даже

народов и между ними;

— он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;

—  конфликт способствует расстановке приоритетов;

—  он  играет  роль  предохранительного  клапана  для  безопасного  и   даже

конструктивного выхода эмоций;

—  благодаря ему  обращается  внимание   на  недовольство  или  предложения,

нуждающиеся в обсуждении,  понимании,  при  знании,  поддержке,  юридическом

оформлении и разрешении;

— конфликт приводит к возникновению рабочих контактов  с  другими  людьми  и

группами;

—   благодаря   ему   стимулируется    разработка    систем    справедливого

предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:

— конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

— это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

Информация о работе Психологические аспекты организационного конфликта