Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и изучение основных подходов к исследованию конфликта.
2. Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация…………………………………………………………………..4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта……………...14
§3 Специфика организационного конфликта………………………………21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования………………………………………………...30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций………………….34
2.4. Выводы по исследованию………………………………………………..37
Заключение..................................................................
........................................38
Приложения…………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………...47
— конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;
— он приводит к потере поддержки;
— конфликт ставит людей или организации в зависимость от публичных
заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
— он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;
— вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
— конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или
даже стремится к нему;
— в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и
коалиций;
— конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
— он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие
интересы.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и
субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые —
субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается
конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере), хотя
процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряженные
отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как
правило, разрешается деструктивно.
Конфликты различают и по
деловая и личностно-эмоциональная сфера.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию
истинности—ложности или реальности:
а) «подлинный» конфликт—существующий объективно и воспринимаемый
адекватно;
б) «случайный, или условный» конфликт — зависящий от легко изменяемых
обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
в) «смещенный» конфликт — когда имеется в виду явный конфликт, за которым
скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
г) «неверно приписанный» конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно
понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных
проблем;
д) «латентный» конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но
которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается
сторонами;
е) «ложный» конфликт — когда отсутствуют объективные основания
конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и
понимания.
По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:
а) конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из
противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или
группы — при антагонистическом характере конфликта (например, отказ от
асоциального поведения);
б) конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденции,
сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);
в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной
из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок
личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны
(например, договор о перенесении сроков выполнения заказа);
г) конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно
невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу
(например, признание правоты партнера по частным вопросам).
По форме выражения бывают:
а) конфликты того или иного направления действий, поведения («сближения
— удаления», «сближения — сближения», «удаления — удаления»);
б) конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения
(взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от
взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);
в) конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации
(молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии соперника, тон речи, резкие
выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие
особенности манеры обращения и общения);
г) конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные.
По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и
неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты часто связаны с
бюрократической организацией предприятия и могут быть как
«горизонтальными», так и «вертикальными» (горизонтальные определяются
разделением труда, а вертикальные — отношениями руководства и подчинения).
По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на:
а) конфликты развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из
конфликтующих личностей и группу в целом;
б) конфликты, способствующие самоутверждению или развитию одной из
конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой
личности или группы лиц.
Анализ конфликтов в данном аспекте связан с проблемами
авторитета и лидерства, стиля взаимоотношений и взаимодействия в группах и
должен быть центральным в социально-психологических исследованиях
конфликтных ситуаций.
В наиболее часто используемой классификации - основанием
является объем социального взаимодействия — выделяются конфликты
межгрупповые, внутригрупповые, межличностные (им посвящено наибольшее
количество работ в социальной психологии) и внутриличностные.
Для того чтобы разрешить
определить его сущность, т. е. ответить на вопрос: каковы тип и причина
конфликта? Что же можно назвать в качестве причин конфликтов? У. Ф.
Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация,
структура, ценности, отношения и поведение, и соответственно выделяет пять
основных факторов (причин) конфликтов.
1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для одной
стороны и неприемлема для другой. В качестве такой информации может
выступать неполная или неточная информация, представленная одной из сторон.
К этому «фактору автор относит нежелательное обнародование и недооценку
фактов, и их значения при решении спорных проблем, а также такие явления,
как невольная дезинформация, слухи, и пр.
2. Структурный фактор — это формальные и неформальные характеристики
группы. Они выражаются в специфике законной власти и законодательства, в
статусе, правах мужчин и женщин, их возрасте, роли традиций, системе
подотчетности и передачи информации, различных социальных нормах и т. д.
3. Ценностный фактор — это те принципы, которые провозглашаются или
отвергаются, которых придерживаются или которыми пренебрегают, о которых
забывают или даже которые намеренно нарушают. Это те принципы, которым
предположительно будут следовать все члены группы, поэтому ценности вносят
в социальную группу чувство порядка и цель существования. Они различаются
по форме (цензура, санкции) и по содержанию (общепринятый порядок, правила
поведения, чаи). Ценности описываются как:
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,
приоритеты в отношении принадлежности к группе);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения всего общества;
— общие нормативные ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— способы действия и методы, свойственные отдельным социальным институтам и
организациям;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4. Фактор отношений — связан с удовлетворением от взаимодействия двух и
более сторон или его отсутствием. Здесь обращается внимание на следующие
аспекты:
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношении (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность отношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и пр.
5. Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации:
избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К.
Томасу).
Итак, в качестве резюме хотелось бы сказать несколько слов о
том, как сегодня понимаются конфликты.
Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие
влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть
сформулированы в нескольких простых тезисах:
1. Конфликт — это
неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент
человеческой жизни. Конфликт должен быть принят как одна из форм
нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не
лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать
его как какую-то патологию или аномалию. Конфликт — это нормально.
2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив,
это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных
условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению
жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует
воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно
оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт —
это необязательно плохо.
3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая
идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему:
«Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет
к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию»
(Goddard, 1986, р. 8).
Конфликт —?изменение —? адаптация—?выживание.
Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к
нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем
более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они
предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт —
это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован
сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а
другой — «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск
разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и
благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений,
конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных
возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное
начало, а значит конфликт — это может быть хорошо.
4. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его
негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или
элиминированы, а конструктивные возможности усилены.
Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время
работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.
§2: Структурно - динамические характеристики конфликта
Общий анализ понятий, предлагаемых специалистами для описания
конфликтов, равно как и «естественных» категорий, существующих в обыденном
сознании, позволяет прийти к следующим выводам.
Если исключить из рассмотрения понятия, которые скорее
относятся к описанию общей проблематики конфликтов (например, методы
изучения конфликтов, личность в конфликте и др.), то остальные категории
могут быть отнесены к структурным или динамическим характеристикам
конфликта. Структурные характеристики конфликта являются статичными
элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его
динамические характеристики связаны с тем. «какие именно события
происходят» в конфликте.
Структурные характеристики представляют собой составные
элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование
невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта
либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. К
структурным компонентам конфликта относятся:
1) стороны (участники) конфликта
2) условия конфликта
3) предмет конфликта
4) действия участников конфликта
5) исход (результат) конфликта
Стороны (участники) конфликта
В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими
сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют
противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой
форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу
Информация о работе Психологические аспекты организационного конфликта