Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить психологические аспекты деятельности провизора, а именно модели поведения с клиентами аптек, особенности общения в фармацевтическом коллективе, требования предъявляемые к провизорам.
1.Общая характеристика профессиональной деятельности провизора. 7
2. Требования к провизору, работающему с посетителями аптек. 10
3. Модели общения провизора с посетителями аптек. 16
4. 11 "золотых" правил бесконфликтной аптеки. 21
5. Поведение фармацевта с пожилыми больными. 24
6. Воспитательные аспекты работы с молодыми специалистами. 29
7. Особенности общения в фармацевтическом коллективе. 31
Заключение. 35
Литература. 37
Самая
лучшая тактика поведения с
«Нерешительный».
«Нерешительный» с удовольствием предпочел бы, чтобы кто-нибудь за него принял решение. Но и он может почувствовать себя задетым за живое, если ему просто сунуть лекарство. Ему нужна на самом деле видимость участия в выборе. Необходимы скрытые вопросы, на которые можно отвечать лишь «да» или «нет». С их помощью можно кратчайшим путем привести нерешительного покупателя к убежденности в том, что он сам выбрал замечательное лекарство.
«Всезнайка»
Господин
«всезнайка» тоже просит средство от
перхоти. И неважно, что фармацевт
предложит, все равно что-нибудь
будет не так. Если ему предлагают
средство на растительной основе, то он
требует синтетическое
«Недоверчивый»
У «недоверчивого» есть немало аргументов. Дело осложняется тем, что его можно переубедить, только показав аннотацию к препарату, или текст из справочника М.Д. Машковского. Но даже к печатному тексту «недоверчивый» может проявить скепсис, подозревая, что им манипулируют. Выход в том, чтобы управлять посетителем, используя его критический настрой. Вы потихоньку побуждаете «недоверчивого» задавать такие вопросы, в которых вы хорошо разбираетесь. Затем вы сами задаете детальные вопросы, с помощью которых подчеркиваете самое серьезное отношение к проблеме собеседника [10].
«Словоохотливый»
Мадам «словесный водопад» сразу же низвергает на фармацевта поток происшествий и событий. Ее распирает. Хотя все, о чем она рассказывает связано проблемой перхоти, однако дама ликует от возможности «перемыть косточки» всем знакомым и незнакомым, известным и популярным. Нет никаких шансов вмешаться в монолог, вас оборвут на полуслове. Потребность в слушателе очень высока. Не помогут ни ропот длинной очереди, ни призывы коллег - аптекарей. Выход один - пусть продолжает говорить, а вы делаете вид, что слушаете с интересом. Рано или поздно фонтан иссякнет. Главное понять, что нужно покупательнице. Но, поняв, старайтесь гнуть свою линию.
«Немой»
У «немого» вытащить информацию можно лишь с большим трудом, в виде односложных фраз. Приходиться обогащать свою речь такими условиями: «Для того чтобы я выбрал вам нужное лекарственное средство, я дополнительно должен знать…», или «Поскольку у нас богатый выбор, мне нужно еще немного информации…», или с помощью прямых вопросов: «У вас появилась перхоть только с тех пор, как вы стали использовать определенный шампунь?», «Какие средства вы использовали в последний раз?», или «Моете ли вы голову каждый день? [12] »
Правило 1. "Выпустить пар"
Предоставить клиенту возможность высказать свое недовольство и претензии. В состоянии кипения он все равно ничего не услышит. Как ни тяжело слушать нелестные и неприятные отзывы о себе, товаре и аптеке, необходимо сдержать себя и внимательно выслушать рассерженного покупателя:
▪ кивать и поддерживать визуальный контакт;
▪ не улыбаться;
▪ не давать никаких оценок;
▪ не перебивать;
▪ постараться понять, что именно его так задело;
▪ не говорить "Успокойтесь, пожалуйста", "Не надо так нервничать", "Держите себя в руках";
▪ не задавать вопросов: "В чем, собственно, проблема?" "Что все-таки произошло?"
Правило 2. "Переключить внимание"
Задавать
как можно больше вопросов, помогающих
выяснить причину жалобы. Отвечая
на них, покупатель переключит свое внимание
и сможет быстрее успокоиться. Спрашивать
нужно доброжелательно и
Правило 3. "Поблагодарить"
Положительные эмоции, которые покупатель испытывает в момент благодарности, нейтрализуют его раздражение.
Правило 4. "Извиниться"
Не бояться извиниться, если была допущена ошибка. Это обезоружит недовольного покупателя и вызовет у него уважение.
Правило 5. "Пошутить"
Обескуражить недовольного покупателя, заставить его улыбнуться, рассмеяться - один из великолепных способов разрешения конфликта.
Правило 6. "Неожиданный ход"
Попытаться сбить агрессию и остановить бурный поток слов покупателя неожиданными приемами:
▪ задать неожиданный вопрос;
▪ спросить совета;
▪ сделать комплимент.
Правило 7. "Попросить руку помощи"
Предложите покупателю высказать свои способы по разрешению данной ситуации:
− "Как Вам хотелось бы исправить ситуацию?";
− "Вы не могли бы мне подсказать пути решения проблемы?
Правило 8. "Не судить"
Не давать вашему покупателю отрицательных оценок, старайтесь говорить с ним как можно вежливее.
Вместо фразы "Это не так", скажите: "Мне видится это иначе".
Вместо фразы: 'Так не пойдет" - "Подойдем к решению этого вопроса по-другому".
Вместо фразы: "Вы ошибаетесь" - "Давайте посмотрим на эту проблему иначе".
Вместо фразы: "Вы грубиян и хам" - "Я очень огорчена тем, как Вы со мной разговариваете".
Правило 9. "Назвать эмоцию"
Не бойтесь называть все своими именами, словесно обозначьте эмоцию, которую вы читаете на лице посетителя:
− "Я вижу Ваше волнение";
− "Я понимаю Ваше беспокойство";
− "Я разделяю Вашу озабоченность";
− "Мне понятно Ваше раздражение".
Правило 10. "Сохранить уверенность"
Не
кричать, когда на вас кричат, не
обвинять в ответ на претензии. Не
надо также молчать, в надежде
погасить этим гнев вашего покупателя.
Эти позиции неэффективны. Сохранять
спокойствие, уверенность и
Правило 11."Понять клиента"
При каждом удобном моменте старайтесь своими словами повторить высказывания и претензии клиента. Такая тактика устраняет недоразумения, демонстрирует внимание и уважение к клиенту и способствует снятию напряжения:
− "Правильно ли я Вас понял?";
− "Вы хотите сказать, что...";
− "Ваша претензия заключается в том, что...".
Конфликты, противоречие интересов часто характеризуют процесс продажи. Покупатели хотят купить подешевле и получше, многие не уверены в качестве товара, кто-то считает, что ему просто навязали дорогостоящее средство, некоторые по своей природе любят спорить и жаловаться. При условии профессионального и оперативного разрешения проблемы или конфликта аптека приобретет много лояльных и благодарных клиентов [13].
Посетители
"третьего возраста" (55-60 лет) являются
самыми многочисленными покупателями
в аптеке и требуют к себе особого
внимания, отношения и совершенно
иного подхода в обслуживании
из-за множества хронических
У
пожилых часто наблюдаются
Работнику первого стола при общении с пожилыми людьми необходимо учитывать особенности их физиологического состояния.
Слух
− говорить необходимо отчетливо, ясно, внятно, медленно, но не утрируя и не подчеркивая отдельных слогов. При необходимости повторить название лекарства и порядок его применения.
− говорить короткими фразами, небольшими смысловыми блоками; заканчивая каждый из них, убедится, что собеседник понял правильно.
− учитывать, что пожилые люди с расстройством слуха лучше воспринимают низкие тона и хуже - высокие; плохо разбирают звуки Ш, Ч, Ф; с трудом разбирают отдельные слова в речевом потоке, плохо слышат высокие женские голоса.
− сопровождать речь живой мимикой и небольшим количеством выразительных жестов.
− лучше всего смотреть в лицо собеседнику, чтобы он смог лучше понять, ориентируясь на мимику лица, движения губ.
− попросить повторить смысл сказанных слов в особо важных случаях.
− написать нужную информацию на бумаге в случае необходимости.
− не повышать голоса, не раздражаться, не упрекать и не торопится.
Зрение
Необходимо помнить, что у пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического, а также ухудшается способность различать мелкие детали. Поэтому необходимо:
− обязательно объяснить схему приема лекарства, особенности его применения, т.к. во многих случаях пожилые люди не могут прочитать мелко написанную аннотацию.
− написать в случае необходимости на упаковке лекарства крупно и четко назначение препарата и режим приема.
− учитывать, что пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, часто или совсем не видят того, что находится сбоку от них.
− дать возможность адаптироваться пожилому человеку в первые минуты посещения аптеки. При входе с улицы в помещение посетители третьего поколения делаются крайне уязвимыми и плохо различают недостаточно освещенные предметы.
Информация о работе Психологические аспекты профессиональной деятельности провизора