Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:44, контрольная работа
1) Психология-как наука (что изучает).
2) Ощущения, восприятие, внимание, мышление, память и их нарушения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
3) Психологические и социологические аспекты старения. Особенности личности пожилого человека.
-изучает конкретные факты
- имеет свои законы (стадийное
развитие человеческого
- имеет свои механизмы (механизмы психической деятельности) :
- механизмы внезапного “
- механизм постоянства
-Изучает факты, механизмы и закономерности психики.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы. Психология как наука не развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими науками : - философией (Аристотель был и философом и психологом) - естественными - точными.
1. Возникновение психологии как науки
I этап-психология как наука о душе.
II этап – психология как наука о сознании.
III этап – психология как наука о поведении.
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Специфика психологии как науки (Ю. Б. Гиппенрейтер). 1/ Наука о самом сложном, что известно человечеству. 2/ В ней как бы сливаются субъект и объект познания.. Научное сознание в психологии становится научным самосознанием. 3/ Уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология – наука, познающая и созидающая человека. Психология - естественнонаучная дисциплина и одновременно относится к гуманитарным наукам.
Отрасли психологии
1.Общая психология ( общетеоретический раздел, Познавательные процессы, Регулятивные процессы, Психология личности)
2.Фундаментальные специальные отрасли психологии (нейропсихология, Патопсихология, Возрастная психология, дифференциальная психология, социальная пс., зоопсихология, этнопсихология и др.) и междисциплинарные отрасли психологии (психолингвистика, психофизиология, историческая психология и др.)
3.Прикладные отрасли
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).
2.Ощущения, восприятие, внимание, мышление, память и их нарушения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
2.1. Психология внимания
Понятие внимания. Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики – вниманию.
Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Внимание может быть направлено на объекты окружающего мира (внешне направленное внимание) или на собственные мысли, чувства, переживания человека (внутреннее, или само направленное, внимание).
Под сосредоточенностью подразу
Виды внимания. Принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.
Слово «непроизвольное» в этом словосочетании имеет несколько синонимов: непреднамеренное, пассивное, эмоциональное.
Произвольное внимание – это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.
Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – продукт социального развития. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развилась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.
Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к результату деятельности.
Кроме этого, выделяются еще сенсорное внимание, связанное с восприятием различных раздражителей (зрительное и слуховое); внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания человека; индивидуальное и коллективное внимание.
Свойства внимания. Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.
1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.
Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.
Состоянием, противоположным устойчивости,
является отвлекаемость, причин
2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.
Внимание может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Объем внимания взрослого человека равен «магическому числу Миллера»: 7 ± 2. Он зависит от многих обстоятельств: степени знакомости объектов, связи между ними, их группировки.
Во вторую группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности и знакомости.
3. Динамические свойства внимания. Это
прежде всего колебание – непроизвольное периодическое кратковременное
изменение интенсивности внимания, и переключение –сознательный перенос внимания с одного
объекта на другой, быстрый переход от
одной деятельности к другой. Переключение
может быть преднамеренным, сопровожд
2.2. Ощущения
Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание осуществляется прежде всего органами чувств – единственными каналами, по которым внешний мир проникает в сознание человека. Образы предметов и явлений действительности, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями.
Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Наше сознание существует только благодаря наличию ощущений. Если человека лишить возможности ощущать и воспринимать окружающую действительность, он не сможет ориентироваться в мире, ничего не сможет делать.
Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Любой анализатор состоит из трех частей.
1. Рецепторный (периферический) отдел – рецептор, главная часть любого органа чувств, специализированная для приема воздействий определенных раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя (тепло, свет, запах, вкус, звук) в физиологическую энергию – нервный импульс.
2. Проводниковый отдел – чувствительные
нервы, которые могут быть афферентными(
3. Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок коры головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии в психическое явление – ощущение.
Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.