Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение
действительности в ее наиболее существенных
связях и отношениях, происходящее в единстве
с речью.
Особенности мышления состоят в следующем.
1. Решение задач опосредованным
путем, т. е. таким способом, при котором используются
разнообразные вспомогательные приемы
и средства, рассчитанные на получение
нужных знаний.
2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно
воспринимать можно только конкретные
предметы: это дерево, этот стол, эту книгу,
этого человека. Мыслить же можно о предмете
вообще («Любите книгу – источник знаний»;
«Человек произошел от обезьяны»). Именно
мысль позволяет улавливать сходство
в различном и различное в сходном, открывать
закономерные связи между явлениями и
событиями.
3. Отражение наиболее существенных
свойств и связей действительности. В
явлениях или предметах мы выделяем общее,
не беря во внимание несущественное, неглавное.
Так, любые часы – это механизм для определения
времени, и это главный их признак. Ни форма,
ни размер, ни цвет, ни материал, из которого
они изготовлены, не имеют существенного
значения.
4. Основной особенностью человеческого
мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом
обозначается то общее, что есть у предметов
и явлений. Язык, речь – это материальная
оболочка мысли.
Мысль не может ни возникать, ни протекать,
ни существовать вне языка, вне речи.
Речь – орудие мышления. При помощи слов
человек мыслит.
Результат мышления – это выраженные
в словах мысли, суждения и понятия.
Физиологической основой мышления является
деятельность всей коры головного мозга,
а не какого-то одного его участка.
Мыслительные операции. Новые
мысли и образы возникают на основе того,
что уже было в нашем сознании благодаря
мыслительным операциям: анализу, синтезу,
сравнению, обобщению, абстрагированию. Анализ – это мысленное расчленение целого на
части, выделение отдельных признаков
или сторон и установление связей и отношений
между ними.
Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий
собой мысленное объединение частей, свойств
объекта в единое целое, в комплексы, системы
(мозаика; слоги – слова – предложения
– текст).
Анализ и синтез как основные мыслительные
операции присущи любому человеку, но
склонность к дроблению или соединению
явлений окружающей действительности
у разных людей может быть разной: одни
подмечают мельчайшие детали, подробности,
частности, но не схватывают целого –
это представители аналитического типа;
другие сразу переходят к главному, но
выражают суть событий слишком обобщенно,
что свойственно представителям синтетического
типа. У большинства людей – смешанный,
аналитико-синтетический тип мышления.
Сравнение – это мыслительная операция, посредством
которой устанавливается сходство и различие
отдельных объектов.
Абстрагирование (отвлечение) – это
мыслительная операция, обеспечивающая
выделение существенных признаков и отвлечение
от несущественных, выделение свойств
объекта и рассматривание их по отдельности:
красивыми могут быть и человек, и пейзаж,
и платье, и поступок, но все они – носители
абстрактного признака – красоты, красивости.
Обобщение – это мыслительная операция, обеспечивающая
выделение общего в предметах и явлениях
и объединение объектов в множества, классы;
отбрасывание единичных признаков при
сохранении общих с раскрытием существенных
связей. Обобщением является любое правило,
любой закон, любое понятие. Это всегда
какой-то итог, общий вывод, совершаемый
человеком.
Очевидно, что все основные операции
мышления не выступают в «чистом виде».
При решении поставленной задачи человек
использует тот или иной «набор» операций,
в тех или иных сочетаниях: он различен
в мыслительном процессе различной сложности
и структуры.
Формы мышления. Выделяется три содержательных компонента
мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, посредством которой
отражаются общие и существенные признаки
предметов и явлений.
Любое понятие имеет содержание и объем.
По содержанию (совокупности признаков объекта) понятия
бывают конкретными и абстрактными. Конкретные понятия относятся к самим предметам,
определяют объекты или классы в целом
(стол, революция, ураган, снег и т. п.), а абстрактные отражают свойства, отвлеченные от реальных
предметов и явлений (молодость, честность,
белизна, скорость, высота, сила и т. п.).
По объему (множеству объектов, охватываемых данным
понятием) понятия могут быть единичными
и общими. Единичные понятия отражают единственный объект
(Российская Федерация, Волга, Куликовская
битва, Пушкин, Марс, космос и т. п.), а общие распространяются на группы однородных
объектов (страны, города, реки, вузы, студенты,
дома, организмы и т. п.).
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение
или отрицание каких-либо положений относительно
предметов, явлений или их свойств, т. е.
суждение есть отражение отношений или
объективных связей между явлениями или
предметами.
Суждение всегда либо истинно, либо ложно.
Суждения всегда раскрывают содержание
понятий. Работа мысли над суждением называется рассуждением. Оно может быть индуктивным и дедуктивным.
Индуктивное рассуждение называется умозаключением
– это форма мышления, при помощи которой
из одного или нескольких известных суждений
(посылок) выводится новое суждение (вывод),
завершающее мыслительный процесс. При
этом мысль движется от частного к общему.
Типичный пример умозаключения – доказательство
геометрической теоремы.
Дедуктивное рассуждение называется обоснованием
– здесь вывод получают, идя от общего
суждения к частному (все планеты шарообразны.
Земля – планета, значит, она имеет форму
шара).
Виды мышления. В зависимости от степени обобщенности мышления
при решении мыслительных задач различают
наглядное и абстрактное мышление.
1.1 Психологические
процессы и их изменения у
личности инвалидов
Человек умеет приспосабливаться
к различным обстоятельствам; с изменением
нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие
в нас перемены помогают выжить, в какие
бы условия мы ни попали. У людей, живущих
высоко в горах, увеличивается объем легких,
что дает им возможность получать достаточно
кислорода из разреженного горного воздуха.
В теле каждого человека вырабатываются
особые защитные механизмы, чтобы противостоять
воздействию микробов, проникающих внутрь
нас с водой, пищей и воздухом.
По каким же признакам можно
распознать присутствие посттравматического
стрессового расстройства (ПТСР)? Если
мы говорим, что тот или иной человек "болен"
посттравматическим стрессом, - что именно
мы подразумеваем? Прежде всего, то, что
этот человек пережил травмирующее событие,
т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто
случается с людьми. По определению психиатров,
"травмирующим называют событие, выходящее
за пределы нормального человеческого
опыта".
Но посттравматический стресс
- это не только наличие травмирующего
события в прошлом. Такое событие - только
часть общей картины, внешнее обстоятельство,
которое сыграло свою роль в болезненном
процессе.
Другая сторона посттравматического
стресса относится к внутреннему миру
личности и связана с реакцией человека
на пережитые события. Все мы реагируем
по-разному: трагическое происшествие
может нанести тяжелую травму одному и
почти не затронет психику другого. Очень
важно также, в какой момент происходит
событие: один и тот же человек в разное
время может реагировать по-разному. Итак,
говоря о посттравматическом стрессе,
мы имеем в виду, что человек пережил одно
или несколько травмирующих событий, которые
глубоко затронули его психику. Эти события
так резко отличаются от всего предыдущего
опыта или причиняли настолько сильные
страдания, что человек ответил на них
бурной отрицательной реакцией. Нормальная
психика в такой ситуации естественно
стремится смягчить дискомфорт: человек,
переживший подобную реакцию, коренным
образом меняет свое отношение к окружающему
миру, чтобы жить стало хоть немного легче.
Чтобы убедиться, насколько
это естественно и насколько важно для
душевного комфорта, обратимся еще раз
к психиатрическому определению: врачи
считают, что событие, которое обладает
всеми признаками травмирующего, окажет
свое действие практически на любого человека.
А это значит, что потеря душевного равновесия,
бурные психические проявления в этом
случае совершенно нормальны [9].
Если травма была сравнительно
небольшой, то повышенная тревожность
и другие симптомы стресса постепенно
пройдут в течение нескольких часов, дней
или недель. Если же травма была сильной
или травмирующие события повторялись
многократно, болезненная реакция может
сохраниться на многие годы. Например,
у современных участников боевых действий
гул низколетящего вертолета или звук,
напоминающий взрыв, может вызвать острую
стрессовую реакцию, "как на войне".
В то же время человек стремиться думать,
чувствовать и действовать так, чтобы
избежать тяжелых воспоминаний.
Когда у человека нет возможности
разрядить внутреннее напряжение, его
тело и психика находят способ как-то примениться
к этому напряжению. В этом, в принципе,
и состоит механизм посттравматического
стресса. Его симптомы - которые в комплексе
выглядят как психическое отклонение
- на самом деле не что иное, как глубоко
укоренившиеся способы поведения, связанные
с экстремальными событиями в прошлом
[10].
2. Психологические
процессы и их изменения у
личности инвалидов
2.1 Восприятие,
ощущение и их изменения
Ощущение и восприятия, являющиеся
чувственными образами, составляют начальный,
исходный момент в процессе познания человеком
мира. Ощущения и восприятия называют
чувственными образами, потому что они
возникают лишь при непосредственном
воздействии раздражителей на органы
чувств. Первичным звеном познания являются
именно ощущения.
Ощущения имеют огромное
значение в жизнедеятельности человека,
так как, во-первых, они обеспечивают связь
с внешним миром, являются постоянным
источником знаний об окружающей среде.
Во-вторых, ощущения связаны с внутренней
средой организма, благодаря интерорецепции
обеспечивается поддержание нормального
состояния организма. И, наконец, ощущения
связаны с потребностями организма и благодаря
этому выполняют регулирующую функцию.
Ощущение - это простейший психический
процесс, состоящий в отражении отдельных
свойств, предметов и явлений внешнего
мира, а также внутренних состояний организма
при непосредственном воздействии раздражителей
на соответствующие рецепторы. Для того,
чтобы охарактеризовать любое ощущение,
необходимо выделить его основные свойства.
К ним относятся: модальность и качество,
интенсивность, временная и пространственная
характеристики. В процессе эволюции у
человека сформировались основные одиннадцать
видов ощущений, обеспечивающих целостное
отражение мира и оптимальную адаптацию
- это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные,
осязательные, температурные, двигательные,
или кинестетические, вестибулярные, или
равновесия, вибрационные, болевые, органические,
или интероцептивные.
Ощущения, идущие из внутренних
органов, в норме человеком не осознаются,
но предстают в сознании в виде общего
самочувствия, ощущения здоровья или болезни,
"смутного валового чувства" (Сеченов).
Этот общий фон самочувствия создает органическую
основу настроения человека.
Восприятие основывается
на ощущениях, возникает из них, но вместе
с тем обладает определенными особенностями,
не сводимыми к отдельным ощущениям. Восприятие
отражает предмет как целое в совокупности
всех его свойств, поэтому восприятие
определяется, как целостный образ предмета.
Если ощущение мономодально, то восприятие
полимодально. Оно формируется на основе
совместной деятельности ряда анализаторов,
объединенных в функциональную систему.
При этом какой-либо из анализаторов играет
ведущую роль в формировании образа.
Восприятие у личности осмысленно,
перцептивные образы всегда имеют определенное
смысловое значение. Осмысленность восприятия
означает, что в него включается мышление.
Таким образом, восприятие - это активный процесс, на
характер протекания которого влияет
не только деятельность перцептивной
системы, но и внутренние характеристики
субъекта.
Своеобразное смещение в
восприятии собственной жизни происходит
у инвалидов, которые все основные события
своей жизни датируют прошлым и практически
в будущее не проецируют никаких значительных
событий. Такое восприятие времени своей
жизни нарушает адаптивные возможности
личности. "Настоящее - отправная точка,
из которой определяется и прошлое, и будущее."
- писал Рубинштейн.
2.2 Особенности
мышления инвалидов
Мышление - психический процесс отражения
действительности, высшая форма творческой
активности человека.
Емкое и краткое определение
мышления как процесса восприятия было
дано Юнгом "мышление есть рациональная
способность структурировать и синтезировать
дискретные данные путем концептуального
обобщения. В своей простейшей форме мышление
говорит субъекту, что есть присутствующая
вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие".
Мышление дает понятие о вещах и сообщает,
что есть такое данная вещь. Предметы и
явления действительности обладают такими
свойствами и отношениями, которые можно
познать непосредственно, при помощи ощущений
и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение
и перемещение тел в видимом пространстве),
и такими свойствами и отношениями, которые
можно познать лишь опосредованным способом
или посредством мышления. Мышление - это вид умственной деятельности,
заключающейся в познании сущности вещей
и явлений, закономерных связей и отношений
между ними.
Таким образом, получается,
что мышление представляет собой социально
обусловленный процесс поисков и открытий
новых понятий, знаний, явлений действительности,
а также их опосредованного отражения
в результате анализа и синтеза. При его
помощи человек проникает в сущность предмета
либо явления и определяет взаимосвязи
и отношения их между собой.
Объективной материальной
формой мышления является язык. Мысль
становится мыслью и для себя и для других
только через слово - устное и письменное.
Благодаря языку мысли людей не теряются,
а передаются в виде системы знаний из
поколения в поколение. Однако существуют
и дополнительные средства передачи результатов
мышления: световые и звуковые сигналы,
электрические импульсы, жесты и пр. Мышление
неразрывно связано с речевыми механизмами,
особенно речеслуховыми и речедвигательными.