Психологические аспекты старения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

1) Психология-как наука (что изучает).
2) Ощущения, восприятие, внимание, мышление, память и их нарушения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
3) Психологические и социологические аспекты старения. Особенности личности пожилого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

Резюме

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Однако это происходит далеко не у всех. Характер и степень ослабления сенсорных функций могут сильно различаться, что прежде всего связано с индивидуальными особенностями и той деятельностью, которой занимаются люди.

Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Подобная медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека.

Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными.

К числу прямых причин относятся: заболевания мозга, например болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

Косвенными причинами снижения познавательных способностей человека являются: общее ухудшения здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старение – это разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом в

результате нарастающего повреждающего действия экзогенных факторов и ведущий к

недостаточности физиологических функций организма /1/. Старение приводит к уменьшению

приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной

патологии и увеличению вероятности смерти.

Старость – это закономерно наступающий заключительный этап жизнедеятельности

человека, являющий следствием процесса старения. Наряду со старением в организме действует

процесс витаукта.

Витаукт – процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его

надежность, направленный на предупреждение повреждения живых систем с возрастом и

увеличение продолжительности жизни /2/. На процесс старения и витаукта влияют не только

эндогенные факторы, но и окружающая среда. Это обосновывает поиск оптимального образа

жизни, социального и медико-психологического сопровождения пожилых людей, экологических

условий, замедляющих темпы старения.

Люди стареют в разном темпе. Продолжительность жизни и приспособительные

возможности в одном и том же возрасте у разных людей существенно отличаются. В геронтологии

существуют понятия биологического, психологического возраста.

Под психологическим возрастом понимают психофизиологические, психологические и

социальные изменения, происходящие с течением времени. Хотелось бы отметить, что по

проблеме старения достаточно много медицинской и социально-психологической литературы, но,

вместе с тем, не полно изучены особенности нормального и патологического старения.

Недостаточно исследованы психологические аспекты процесса старения, в частности особенности

эмоционально-волевой, познавательной сфер лиц пожилого и старческого возрастов, особенности

личности в деятельности, вопросы эмоционального реагирования на болезнь и ценностно-

смысловые образования личности.

Под биологическим возрастом понимают меру старения организма, его здоровья,

предстоящая продолжительность жизни /3/. Определение биологического возраста позволяет

разграничить физиологическое и преждевременное старение. Физиологическое, или естественное

старение, характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений,

соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям человека.

Преждевременное старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или

же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. И физиологическое и

преждевременное старение обусловлено воздействием как эндогенных, так и экзогенных

факторов. При преждевременном старении более выражено ограничение приспособительных

возможностей функционирования органов и систем. Причиной могут быть эмоциональное

перенапряжение, стрессы, радиоактивное излучение, гиподинамия, неблагополучная экология,

вредные привычки, недостаточное медико-психологическое просвещение и культура населения по

вопросам профилактики преждевременного старения.

Старые люди становятся пессимистами, способность радоваться снижается, у них

преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти.

Неуверенность в себе и завтрашнем дне делает старых людей более мелочными, скупыми,

подозрительными, педантичными, консервативными. Интерес к внешнему миру, к новому

значительно падает. Наряду с этим появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого,

его переоценке и к своему телу, различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимися в

старости.

Происходят возрастные изменения в интеллектуальной сфере: ухудшение внимания и

памяти, ослабление мышления.

Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное

мнение, которое неустанно навязывает весьма непривлекательный образ старости. Это влияет на

самооценку пожилого или уже старого человека, которая играет важную роль в процессе

нормального старения. Если общество обращается со своими старыми людьми с уважением и

таким образом укрепляет и способствует повышению их собственного самоуважения, то пожилой

или старый человек, укреплѐнный в благоприятном мнении о самом себе, более склонен

относиться к окружающему его миру доброжелательно и с пониманием. Если же нет, то это

приводит к тому, что люди пожилого и старческого возраста ограничивают поле своей

деятельности, ускоряя наступление физической и умственной немощи и слабоумия.

Эмоциональные проявления с возрастом также видоизменяются. Развивается эмоциональная

неустойчивость, тревога. Возникает склонность к застреванию на неприятных переживаниях,

тревожно-депрессивная окраска настроения.

Психологические исследования выделяют такие особенности стариков, как

мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодѐжи.

Вместе с тем, отмечаются и такие негативные характеристики, как ворчливость, консерватизм,

критическое отношение к молодым людям, плохое здоровье.

Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальных и вербальных

формах поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых

людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют

самое главное – веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют

самоуважение, испытывают чувство вины; у них падает мотивация и снижается социальная

активность.

Некоторые пожилые люди твѐрдо уверены в том, что в

скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что

они частично потеряют контроль над своей жизнью. И под влиянием проникших в их сознание

мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами

жизни. Такой циклический процесс иногда называют выученной беспомощностью. В данном

случае он проявляется в том, что некоторые старые люди перестают развиваться как субъекты

своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Между тем качество отношения к себе важная

роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно в поздние годы.

Отрицательная модальность субъективного отношения к себе является важным фактором не

только психического, но и физического старения человека. Социально-психологическая

недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с другими неблагоприятными, для

их полноценного функционирования, обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся:

потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно значимых социальных функций.

В результате человек лишается своего профессионального будущего, наполненного замыслами,

проблемами, планами. Он также оказывается выключенным из системы межличностных,

коллегиальных связей, в которую входят представители разных поколений. При этом исчезает

один из важных источников информации о многочисленных событиях профессиональной,

гражданской и политической жизни. В результате стареющий человек попадает в уникальную для

него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределѐнности. Снятие

неопределѐнности становится главной жизненной задачей стареющего человека. Еѐ устранение http://www.enu.kz

требует от личности мобилизации, совершенствования, дальнейшего развития субъективных

способностей. Это проявляется в выборе, в соответствие со своими возможностями и желаниями,

новых ролей и принятии ответственности за их исполнение, в поддержании и расширении

межличностных отношений, в выработке нового образа жизни /4/. Кроме вышеупомянутого, в

этом жизненном периоде трансформируется и система семейных отношений. Появление в семье

незанятого на работе человека требует еѐ социально-психологической перестройки. Пожилому

человеку предлагаются новые социальные роли, которые он может принять или отвергнуть. В

результате перестройки межличностных семейных отношений часто возникает необходимость

определѐнной коррекции личностных качеств всех членов семьи.

Даже на поздних этапах развития социально-психологические «утраты»

сочетаются с позитивными новообразованиями. На первый план выступает механизм

компенсации. Продолжается развитие интеллекта. На качество развития в поздние годы

существенно влияют внешние и внутренние факторы. Среди внутренних факторов можно

выделить сохранение и дальнейшее развитие прежней активной позиции, организованной

идентичности, сохранение и реализация своей позиции жизни, уверенность в себе, рост

способности к самоанализу и саморефлексии /5/. Вместе с тем, важную роль в пожилом и

старческом возрасте играет способность расширять своѐ будущее за счѐт постановки личностно

значимых целей, умение противостоять вызываемым социумом негативным мнением.

Несомненно, любовь, забота и внимание к людям

пожилого и старческого возраста, живущим в семье, в доме престарелых или иных условиях,

одинаково способствует тому, чтобы старость являлась не концом, а венцом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как, впрочем, и для каждого периода жизни человека - детства, юности, зрелости, характерны свои особенности, своя возрастная норма. Кроме того, процесс психического старения индивидуален. Однако ученые выделяют некоторые общие закономерности психического старения человека:

1. С возрастом отмечается  потеря психологической гибкости и способности к адаптации. И мужчины, и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Доказано, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет, отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.

В процессе старения происходит постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям - как к большим переменам, так и к серьезным изменениям в жизни.

2. Исследователи данного  возраста указывают и на позитивные моменты в процессе старения (наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы). Многие из этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно проявляют себя на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом. Научиться управлять процессом старения – значит, научиться подавлять сокращение приспособительных возможностей (резервов организма), ограничение механизмов саморегуляции, нарушение обмена и функций организма и стимулировать мобилизацию важных приспособительных механизмов.

Информация о работе Психологические аспекты старения