Психологические и физиологические особенностипожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста. Задачи работы:
1.Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Расписать примерную профилактику старения.
4. Понятие – старость.

Содержание

ведение………………………………………………………………………3
Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме
1.1 Понятие психического старения…………………………………………5
1.2 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте…………………………………………………………..8
Глава 2. Психические изменения в личности старого человека
2.1 Психологический портрет старого человека……………………………..12
2.2 Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения……………………………………………………13
2.3 Типы приспособления личности к старости………………………………18
Глава 3. Профилактика старения
3.1 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления……………………………………………………………………..22
3.2 Здоровый образ жизни как фактор долголетия………………………….24
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВОЗРАСТНАЯ.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Лечение всех этих заболеваний  с применением психотерапии оказывается  более эффективным, чем только медикаментозное.

Установлено, что существуют различные пути повышения биологической  активности различных структур организма, которые обеспечивают его работоспособность  в целом после завершения репродуктивного  периода.

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного  контроля и регуляции процессов. Это осуществляется с помощью  эмоциональной и психомоторной  сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность  у лиц пожилого возраста. Центральным  механизмом сознательной регуляции  является речь, значение которой существенно возрастает в период геротегенеза. Б.А. Ананьев писал о том, что «речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже других психофиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека».

Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать  потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в  период роста, зрелости и формирующиеся  в период позднего онтогенеза. При  этом участие личности в сохранности  индивидной организации и регуляции  ее дальнейшего развития в период геротегенеза должно усиливаться.

Дальнейшие изменения  в период геротегенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности (Ананьев, 1968).

 

 

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ СТАРОГО  ЧЕЛОВЕКА

 

2.1 Психологический  портрет старого человека

 

Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что  можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых  мог бы получиться вот такой психологический  «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных  проявлениях положительного отношения  старого человека к жизни, к людям, к себе.

К.И. Чуковский писал в  своем дневнике: «… Никогда я  не знал, что так радостно быть стариком, что ни день- мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».

 

2.2 Классификация  психических изменений в старости  и типов психологического старения

 

Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:

1. В интеллектуальной - появляются  трудности в приобретении новых  знаний и представлений, в приспособлении  к непредвиденным обстоятельствам.  Сложными могут оказаться самые  разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались  в молодости ( переезд на новую  квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое усиление аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.

В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65-70 лет. Автор считает, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются.

Восьмой кризис (Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает , что смерть- естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти.

Психологи утверждают, что  страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому ее не стоит страшиться.

Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется  связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно  связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта  связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия  в выполнении прежней работы, может  и опосредованной, через чтение специальной  литературы, написание специальной  литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй.

На втором этапе наблюдается  сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже  преобладают разговоры на бытовые  темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких  людей уже трудно различить, кто  был инженером, кто врачом, а кто  профессором философии.

На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора- лекарства, способы лечения, травы… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе  смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен  до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке -редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми- ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить.

И, наконец, на пятом этапе  происходит снижение потребностей чисто  витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти  отсутствуют.

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Обратимся к основным его типам.

В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

2) старик - экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.д.);

3) интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п.

И.С. Кон выделяет следующие  социально-психологические типы старости:

Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д.- живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

Второй тип старости характеризуется  тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. Т.е. для этого  типа стариков характерны тоже хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя.

Третья тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнь у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

Четвертый тип-это люди, смыслом  жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы  активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению  своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными  благополучными типами старости И.С. Кон  обращает внимание и на отрицательные  типы развития:

а) агрессивные, старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего  мира, критикующие все, кроме самих  себя, всех поучающие и терроризирующие  бесконечными претензиями;

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и  грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные  возможности, делая себя тем самым  глубоко несчастными.

Многие старики становятся девиантами, т.е. людьми отклоняющегося поведения (пьяницы, бродяги, самоубийцы).

2.3 Типы приспособления  личности к старости

 

Довольно широко в мировой  психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1) Конструктивное отношение  человека к старости, при котором  пожилые и старые люди внутренне  уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами  с окружающими людьми. Они в  меру критичны по отношению  к себе и вместе с тем  весьма терпимо относятся к  другим, к их возможным недостаткам.  Не драматизируют окончание профессиональной  деятельности, оптимистически относятся  к жизни, а возможность смерти  трактуют как естественное событие,  не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком  много травм и потрясений, они  не проявляют ни агрессии, ни  подавленности, имеют живые интересы  и постоянные планы на будущее.  Благодаря своему положительному  жизненному балансу они с уверенностью  рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых  и старых людей довольна высока.

2) Отношение зависимости.  Зависимая личность –это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3) Оборонительное отношение,  для которого характерны преувеличенная  эмоциональная сдержанность, некоторая  прямолинейность в своих поступках  и привычках, стремление к «самообеспеченности»  и неохотному принятию помощи  от других людей. Люди данного  типа приспособления к старости  избегают высказывать собственное  мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом , который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;

4) Отношение враждебности  к окружающим.

Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей  вину и ответственность за собственные  неудачи, не совсем адекватно оценивают  действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они  всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался  многочисленными стрессами и  неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся  к данному типу отношения к  старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей  утрате сил. Все это соединяется  еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом  этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом  смерти.

Информация о работе Психологические и физиологические особенностипожилых людей