Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:35, реферат
Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста. Задачи работы:
1.Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.
3. Расписать примерную профилактику старения.
4. Понятие – старость.
ведение………………………………………………………………………3
Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме
1.1 Понятие психического старения…………………………………………5
1.2 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте…………………………………………………………..8
Глава 2. Психические изменения в личности старого человека
2.1 Психологический портрет старого человека……………………………..12
2.2 Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения……………………………………………………13
2.3 Типы приспособления личности к старости………………………………18
Глава 3. Профилактика старения
3.1 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления……………………………………………………………………..22
3.2 Здоровый образ жизни как фактор долголетия………………………….24
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………37
Питание должно быть разнообразным, умеренным и соответствовать возрастным потребностям и энергозатратам.
В пожилом возрасте, когда энергозатраты ограничены, калорийность пищи должна составлять 1900-2000 ккал, для мужчин 2200-3000 ккал.
Режим питания целесообразно установить не менее 3-4 раз в сутки, последний прием пищи – за 2-3 часа до сна. Не должны употребляться жирные сорта пшеницы, субпродукты, богатые холестерином (печень, мозги, вымя, икра). Шире должны включаться в рацион питания овощи и фрукты. Больше должны потребляться зелень, лук, чеснок, петрушка, укроп.
Ежедневно необходимо включать в пищу продукты моря и морскую рыбу, консервы из морской рыбы. Они отличаются наиболее удельным содержанием разнообразных микроэлементов, например, йода, брома, фтора и благодаря этому способны компенсировать неполноценности нашей диеты.
К сожалению, многие сегодня не в состоянии позволить себе полноценно питаться. Из-за дороговизны продуктов проблему несбалансированного питания можно попытаться решить дополнительным употреблением биологически активных добавок.
Появление биологически активных веществ, как средств профилактики старения, с точки зрения геронтологов, оправдано и вызвано тем, что состояние фактического питания населения России характеризуется существенным отклонением в уровне потребления пищевых ингредиентов.
2. Культура движения
Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения ( ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.п.)
Возрастные изменения в организме физиологически неизбежны, но каждый человек способен их отдалить. Для этого уже с 40-летнего возраста необходимо начинать борьбу за свое здоровье и сохранение активного долголетия.
Недостаточная физическая активность относится к факторам риска и преждевременного старения и развития заболеваний.
У тех, кто ведет малоподвижный образ жизни признаки приближающейся старости наступают значительно раньше и усуглубляются с каждым днем, проявляясь нарастающим истощением физических и интеллектуальных сил.
Движения являются пищей для половины нашего тела, составленной мышцами. Без этой пищи мускулатура атрофируется, регулярное разнообразное и продолжительное движение- это биологический императив, неподчинение которому влечет за собой не только дряблость и отвратительность телесных форм, но и сотни тяжелых болезней.
Органы человека отличаются большим резервом функций. В обычной повседневной деятельности участвуют лишь от 35% его абсолютных возможностей. Остальные 65% без тренировки будут атрофироваться, будут теряться резервы. Это дорога к дезадаптации. Если не заниматься физической тренировкой, то сердечно-сосудистая и дыхательная система начинают стареть уже с 12-13 лет. Интенсивную физическую тренировку необходимо включать в обязательный режим дня не позднее 30 лет. Именно с этого возраста у современного человека начинается особенно бурное угасание функций и старение всех основных систем жизнеобеспечения.
Малоподвижный образ жизни приводит к общему нарушению обмена веществ: ускоренному выведению азота, серы, фосфора, кальция. Из-за уменьшения экскурсии грудной клетки, диафрагмы и брюшной стенки создаются предпосылки для заболеваний дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем.
У лиц с малоподвижным образом жизни вместе со снижением физической работоспособности уменьшается устойчивость к чрезвычайным воздействиям- холоду, жаре, кислородному голоданию, ослабляется и дезориентируется иммунная система. Здоровая иммунная система, поддерживаемая систематическим движением, готова к борьбе даже с раковыми клетками.
Длительная недостаточная мышечная активность, вызвавшая существенная изменения на всех уровнях жизнедеятельности организма, может привести к комплексу стойких расстройств- гипокинетическим болезням. Ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, снижается общая психическая активность, падает настроение, ухудшается аппетит, человек становится раздражительным. Постепенно нарушается координация движений, становится узкой и впалой грудь, появляется сутулость, болезни позвоночника, хронический колит, геморрой, камни в желчном пузыре и почках, снижается тонус мышц и сосудов и наоборот, активное движение благотворно влияет на психическую составляющую здоровья.
В процессе мышечной работы в кровь выделяются эндорфины- гормоны, снижающие болевые ощущения и улучшающие самочувствие и настроение. Возрастает также уровень энкефаминов, благотворно воздействующих на процессы центральной нервной системы, психические процессы и функции.
Эндорфины и энкефамины способствуют выходу из депрессии, обретению душевного покоя, создают хорошее настроение и даже состояние физической и духовной одухотворенности, названное древними римлянами эйфорией.
Таким образом, движение- важнейший естественный фактор развития и поддержания здорового организма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключение данного исследования на основе изученных материалов и исходя из поставленных в работе цели и задач можно сделать следующие выводы:
1.Старость является
лет у мужчин и с 55 лет- у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.
2.Процесс старения
3. Все изменения в период
старения носят индивидуальный
характер. Сложный и противоречивый
характер старения человека
4.Период позднего онтогенеза
является новым этапом
5. Различного рода изменения
человека как индивида, происходящие
в пожилом и старческом
6.Существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма ( поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.
7. Для психологического
портрета старого человека
1) активная творческая старость;
2) самообразование, отдых, развлечения;
3) у женщин- приложение своих сил в семье;
4) люди, смысл которых- забота о собственном здоровье.
Это все- благоприятные типы старости.
Отрицательные типы развития старости:
а) агрессивные, ворчуны;
б) разочарованные в себе и собственной жизни;
в) разочарованные в себе и собственной жизни.
8. Выделяют пять типов приспособления к старости:
1) конструктивное отношение человека к старости;
2) отношение зависимости;
3) оборонительное отношение;
4) отношение враждебности к окружающим;
5) отношение враждебности человека к самому себе.
9. Активному долголетию
пожилого человека
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.-М.: Академич. Проект, 2003
2. Амосов Н.М, Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье/ И.М. Амосов.- М.: Из-во АСТ, 2005
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., 1980
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., 1968
3.Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т./ Субботина.- 2-е изд.-М.: Мысль, 1977
5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости.: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999
6. Гарб П. « Долгожители».-М.: Прогресс, 1986
7.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984
8. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность?/ В кн. : Хрестоматия по психологии./ Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского.- М., 1987
9.Мечников И.И, Этюды о природе человека. М. Из-во Акад. наук СССР, 1961
10.Хана Т. Искусство не стареть. ( Как вернуть гибкость и здоровье).Пер.с англ.- СПб.: 1996
11.Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч.пособие.- М.: Изд-.торговая Корпорация «Дашков и К», 2005
12.Шахматов Н.Ф. Психическое старение.- М., 1996
13.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия.-Л., 1990
14.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч.пособие.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999
Информация о работе Психологические и физиологические особенностипожилых людей