Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:28, реферат
Функционально полная система психологических характеристик руководителя - это минимально необходимый набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые таким образом могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
Содержание психологического компонента личности руководителя….4
Требования к личностным качествам руководителя…………...4
Требования к управленческим способностям современного руководителя………………………………………………………...9
Личностные особенности и психологические качества руководителя как фактор восприятия его подчинёнными……………………………..13
2.1. Стили руководства во взаимодействии руководителя и
подчиненного…………………………………………………….13
2.2. Психология взаимоотношений руководителя с подчиненными
в таможенных органах…………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………25
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра управления
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Психология управления»
на тему «Психологические качества руководителя»
Выполнил: студент
3-го курса заочной формы обучения факультета таможенного дела,
группа
Проверил:_____________________
______________________________
Оценка: _________________________
Подпись ________________________
« » ___________________ 2011 г.
Люберцы
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1. Стили руководства во взаимодействии руководителя и
подчиненного………………………………………………
2.2. Психология взаимоотношений руководителя с подчиненными
в таможенных органах…………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о психологических качествах руководителя – один из немаловажных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ качеств руководителя, стилей его управления, их четкая, обоснованная классификация имеет большое значение для разработки аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей каждого управленческого работника и др.
Демократизация всех сфер жизнедеятельности общества актуализировала потребность в новом типе руководителя, который сочетал бы в себе способности практика-организатора, теоретика-аналитика и психолога-воспитателя.
Чтобы руководить людьми, ему необходимо обладать еще и личным авторитетом, основой которого является наличие высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие у него таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок личности в конкретном поведении, в определенных формах этикета, умение ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение этих правил до автоматизма.
Функционально полная система психологических характеристик руководителя - это минимально необходимый набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые таким образом могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему.
1. Содержание психологического компонента личности руководителя
Несомненно, личностные
и деловые качества руководителей
имеют огромное значение. Поведение
руководителя детерминируется его организаци
Существуют наборы ролевых качеств руководителя, важных для успеха его управленческой деятельности. В частности, можно рассмотреть следующую структуризацию:
- моральные качества (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность);
- волевые качества (энергичность,
работоспособность, выдержаннос
- деловые качества и организаторские способности (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность, дисциплинированность, исполнительность, грамотная работа с кадрами, творческий подход к порученному делу, новаторство);
- профессиональные знания («профильная» подготовка, способность к реализации резервов, умение работать с документацией); коммуникативные качества (умение устанавливать контакты с вышестоящими и смежными руководителями, подчиненными, прислушиваться к чужому мнению)1.
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, Н. Н. Вересов выделяет следующие2: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность.
Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Остановимся на них более подробно.
Во-первых, она является стабилизатором личных усилий — индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности, неуверенности (что, в свою очередь, сказывается на общем организационном функционировании)4. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе. Есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
4. Креативность. Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. Существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу, это: слабое стремление к новому, недостаточное использование возможностей, излишняя напряженность, излишняя серьезность, плохая методология.
5. Стремление к достижениям и предприимчивость. Без этих качеств невозможно представить себе эффективного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей — потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что менеджеры, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей.
Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы.
Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан.
В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.
6. Ответственность и надежность. В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и организации, и самого руководителя.
7. Независимость является важной личностной чертой руководителя. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
8. Общительность (коммуникабельность). Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени.
9. Коммуникабельность — качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков — важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера6.
Среди деловых и личностных качеств руководителя Ю.Семенов выделяет следующие блоки7:
- качества, определяющие отношение к работе (инициативность, настойчивость, трудолюбие, последовательность);
- качества как организатора и администратора (взыскательность, умение грамотно планировать работу, умение брать на себя ответственность, умение грамотно подбирать подчиненных);
- качества как воспитателя коллектива (справедливость в оценках подчиненных, умение создавать благоприятный для работы социально-психологический климат, тактичность, педагогические способности);
- качества, характеризующие
межличностные отношения с подч
- качества, выражающие отношение к себе (самокритичность, адекватная самооценка, уверенность, личная скромность);
- качества как личности
(собранность, развитое
современного руководителя
Трудности изучения управленческих способностей связаны с тем, что сама категория способностей, являясь одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она растворяется в других психологических понятиях знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др. Тем не менее, к настоящему времени сложилась некоторая их общепсихологическая характеристика; ее основные положения состоят в следующем.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:
1) способности — это
индивидуально-психологические
2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности несводимы
к знаниям, умениям и навыкам,
которые уже выработаны у
Способности характеризуются двумя основными аспектами — качественным и количественным. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности. Количественная характеристика способностей предполагает определение меры их выраженности, развития — уровня способностей8.
В структуре способностей принято разделять две их основные категории — общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.
Еще одним отправным и общим положением психологии способностей является выделение трех качественно различных уровней их представленности — собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности.