Психологические основания исследования толерантности в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:01, реферат

Краткое описание

При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности ( а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных - педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само по себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений.

Вложенные файлы: 1 файл

Брадченко Подходы к изучению толерантности.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Психологические основания исследования толерантности  в образовании 

 Одной из ключевых компетентностей является толерантность - готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна как в психологии, так и педагогике. Работ по толерантности огромное число и их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны - это теоретические разработки, с другой - прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности ( а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных - педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само по себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений. Большинство педагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: такую правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить - и это само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать»… При этом выпадает очень важное звено - психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития хотя бы в самом общем виде трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности…

  Не претендуя на полноту и  однозначность и осознавая предварительный  и открытый для дальнейшего  развития характер предлагаемых  положений, рискну предпринять  попытку сформулировать исходные  идеи для построения ПСИХОЛОГИИ  ТОЛЕРАНТНОСТИ ( точнее - межличностной толерантности ).

Толерантность не является механическим результатом  действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ).

Психологическое содержание толерантности не может  быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий  несколько «базовых измерений»( ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД ).

В сложной «анатомии» толерантности  ее психологической основой и  ключевым измерением являются личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, личностные установки( ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ).

Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность  как особый способ взаимоотношения  и межличностного взаимодействия…общения с Другим, как межличностный диалог( ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ).

Полноценная толерантность -и прежде всего в своей личностной основе - не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности - это создание условий для развития…( ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД ).

  Рассмотрим каждый из перечисленных  тезисов. 

1. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ТОЛЕРАНТНОСТИ. 

 

  Толерантность рассматривается  в различных философских и  психологических подходов - сегодня  в литературе преобладают бихевиоральный( при котором толерантность рассматривается прежде всего как особое поведение человека ) и когнитивный ( когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы… ) подходы… С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность- непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям - это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

  Экзистенциально-гуманистический подход  исходит из признания неустранимой  роли личности в любой совершаемой  ею деятельности. При всей очевидной  и весьма существенной роли  социальных норм, общественных идеалов,  идеологических и профессиональных  требований и т.д. - нельзя отрицать  стремление и возможность каждого  конкретного человека в своих  действиях ориентироваться также  (а иногда - прежде всего) на  собственные цели, ценности, приоритеты. Это значит, что какими бы жесткими  ни были «внешние рамки» работы  педагога, в ее осуществлении  он всегда привносит личностное  начало, начиная от индивидуальной, часто весьма субъективной, трактовки  этих внешних требований и  заканчивая реализацией своих  личных целей вопреки «генеральной  линии». Даже при полном однообразии официальных требований к школам - их жизнь всегда будет очень разная именно потому, что работают там разные люди, которые неизбежно самоопределяются относительно той ситуации, в которой находятся, и особенно - в которой действует.

  С этих позиций толерантность  понимается не как незыблемое  правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (Асмолов, 2000, с.7 ). В частности, для учителя это означает, что толерантность - это особое качество его "способа бытия", а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык.

  Главные вопросы состоят не  в том, «почему я проявляю  толерантность?»: а «во имя  чего, ради чего я действую  толерантно, какие ценности я  отстаиваю и каков для меня  в этом смысл?!». От ответов  на эти экзистенциальные вопросы  зависит подлинная суть тех  или иных действий человека. С  этой точки зрения «вынужденную»  толерантность (так же как «выученную»,  «скопированную» и т.п. виды  толерантности «в страдательном  залоге» ) - т.е. не осмысленную, не принятую как ценность и не ответственную - следует рассматривать как псевдо-толерантность (а возможно - интолерантность, замаскированную под социально-желательные формы…). Именно поэтому толерантность не может быть гарантирована ни знаниями-умениями-навыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковым. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы - так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации.

  Отсюда вытекает еще одно важное  для понимания толерантности  следствие: толерантность - это  особый принцип существования  того Мира, который человек строит  на основе понимания и принятия  множественности и многообразия  бытия и признания неизбежности  сосуществования различий. Осознание  богатства и силы многообразия  делает богаче и разнообразнее  саму жизнь человека, он стремится  строить свой Мир и свое  бытие настолько сильным и  гибким, чтобы быть открытым для  сосуществования и взаимодействия  с Другими. 

2. ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К  ТОЛЕРАНТНОСТИ. 

  Обзоры зарубежных и отечественных  работ по толерантности свидетельствуют:  не удается не только дать  толерантности однозначную дефиницию,  свести к какой-то одной характеристике, но даже локализовать в определенной  тематике. Одних только «важнейших  предпосылок толерантности» - каждая из которых может открывать целое направление фундаментальных исследований - некоторые авторы насчитывают пять и более, среди которых: онтологические предпосылки, гносеологические, аксиологические, социологические, психологические и т.д. Но даже если попытаться ограничиться психологическими аспектами, то и здесь феномен толерантности не лежит только в одной плоскости - его содержание неоднородно, не подчиняется «линейному детерминизму» и не может быть сведено к отдельному свойству, показателю, характеристике… Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые - по аналогии с предложенными Дж. Бюдженталом (Bugental, 1987) «базовыми измерениями общения» - могут быть названы базовыми измерениями толерантности.

  Если мы утверждаем ценности плюрализма, вариативности, если мы сами достаточно толерантны, чтобы признать «многомерность человека» и его жизненного мира, в котором толерантность играет роль одного из ключевых принципов, то и саму толерантность мы будем рассматривать как сопоставимую по сложности и изоморфную по строению этому многоплановому и многообразному Миру… Сложность и многомерность феномена толерантности проявляется в нескольких направлениях. Прежде всего - в многообразии видов и формтолерантности. Этот аспект диверсификации - наиболее очевидный, хотя, во многих философских, теологических трактатах толерантность пытаются представить как нечто однозначно понятое, четко определенное и неделимое. Зато в современной психологии как раз наоборот - толерантность «как таковая» просто исчезает, рассыпаясь на огромное множество вариантов, типов, видов, форм, уровней. Попытки систематизировать психологические исследования по толерантности весьма затруднены - термин «толерантность» оказался приложимым почти к любому психологическому феномену. Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни.

  Из осознания многообразии видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной) личности» как таковой - точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интолерантности), о вариантах и формах, о тех или иных акцентах и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях… Можно также говорить об определенной динамике в развитии толерантности и выделять несколько фаз становления толерантности (Петтай, 2000). Причем, нельзя однозначно утверждать, что более высокий уровень толерантности всегда предпочтительнее. Имеет смысл прислушаться к тем, кто ставит проблему границ толерантности (см. подробнее, например Уолцер, 2000). Чрезмерное, неадекватное обстоятельствам повышение толерантности ( как выражаются некоторые социологи - "толерантность без берегов" ) может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности ( в широком смысле), и даже более того - к возникновению угроз для индивидуальности, идентичности и т.д. Все это требует более осторожного, дифференцированного отношения к вопросам практического применения принципов толерантности в непосредственном межличностном общении - или, другими словами, ставит проблему мерытолерантности. Одним из возможных путей решений этой проблемы является отказ от бинарного противопоставления «толерантность-интолерантность» и переход к построению континуумастепеней толерантности ( с теми же «толерантность» и «интолерантность» на условных асимптотических полюсах).

  Еще один аспект диверсификации  -многоаспектность и неоднородность психологического содержания толерантности. Это означает, что невозможно с достаточной полнотой описать толерантность с опорой только на одно понятие, только в одном измерении. В то же время, увлечение разнообразными типологиями, классификациями и аналитическим «препарированием» увеличивает опасность «коллекционерского» подхода, нагромождения «списков черт» и т.п. Поэтому имеет смысл выделить не все, а лишь основные, наиболее важные психологические измерения межличностной толерантности, которые можно рассматривать как приоритетные направления ее исследования и развития.

  Традиционно для описания сложных  психологических процессов и  явлений ( например, общения ) используется триада компонентов - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Появились попытки применения этой схемы и для толерантности ( см., например. Скрябина, 2000 и др. ). В самом общем виде основное содержание этих компонентов или, точнее - «измерений» толерантности, может быть описано следующим образом.

КОГНИТИВНЫЙ Компонент Толерантности 

  Эта составляющая наиболее очевидная,  в наибольшей мере исследована  и поэтому толерантность чаще  всего и описывается в когнитивной  «транскрипции». Центральным моментом  здесь является признание сложности,  многомерности инередуцируемого многообразия мира и интерпретативной природы индивидуальных суждений о нем, а потому - невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира. Именно эти аспекты подчеркиваются в Декларации принципов толерантности, когда утверждается, что толерантность - это прежде всего «…правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (Декларация …, 2001).

  Когнитивный компонент толерантности  состоит в осознании и принятии  человеком сложности, многомерности  - как самой жизненной реальности, так и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными  людьми, а также относительности,  неполноты и субъективности ( по меньшей мере - частичной) собственных представлений и своей картины мира. Толерантность в когнитивном «измерении» ярче всего проявляется именно в ситуациях противоречий - при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать это несовпадение как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Когнитивная интолерантность - наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному» и т.п., и потому отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию. Толерантность, т.о., означает еще и такое важное качество, как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный.

Информация о работе Психологические основания исследования толерантности в образовании