Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Гипотеза: одарённым детям свойственны признаки социальной дезадаптации; при организации обучения и воспитания одарённых детей следует обратить внимание на развитие личности одарённого ребёнка, обучение межличностной коммуникации.
Задачи исследования:
Выявить сущностные характеристики способностей
Охарактеризовать одарённость как комплекс способностей
Провести анализ проблем выявления, диагностики, развития и адаптации одаренных детей в социальной среде;
Разработать программу психологического сопровождения обучения и воспитания одаренных детей.
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра философии, социологии и психологии.
По дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА
На тему: "Психологические основы воспитания и обучения одарённых детей и подростков"
Выполнила:
Студентка 6 курса, заочного отделения,
Группа № 1133-1
Егошина Елена Васильевна
Зачётная книжка № с-182/9
Проверил:
______________________________
Санкт- Петербург
2013
Содержание
Тема одаренности детей и подростков актуальна в наши дни. Проблема одаренности на сегодняшний день находится в центре научных и общественных интересов. Несмотря на это, она остается загадкой для большинства педагогов, детей, родителей. Педагогами и психологами предпринимаются различные попытки разработки диагностических и развивающих программ в отношении одаренности детей и подростков. Так, с середины 90-х гг. прошлого века в нашей стране стали активно развиваться программы работы с одаренными детьми: с 1996г. разрабатываются Федеральная программа «Одаренные дети», равно как и соответствующая ей педагогическая система на базе московского образовательного пространства. Также создан ряд школ для интеллектуально одаренных детей.
Однако для широкой общественности более важен вопрос не столько о научных основаниях одаренности, сколько вопрос об их реальных жизненных проявлениях, способах выявления, социальной реализации.
Актуальность исследования обусловлена тем, что забота об одаренных детях является залогом развития науки, социальной жизни, культуры. На сегодняшний день являются недостаточно разработанными такие вопросы, как диагностика и развитие высоко одаренных детей и подростков на всех этапах их обучения. Также существует проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.
Также практика показывает, что участились случаи, когда дети с высоким уровнем интеллектуального развития при поступлении в школу испытывали значительные трудности в социальной адаптации, общении, и, как следствие - в обучении. Это породило распространение концепций относительно «нестандартных» детей, имеющих уникальные возможности и уклоняющихся от традиционных форм обучения и воспитания (к примеру, «дети индиго») (З. Войтинас; Л.А. Горячева, Л.Г. Кругляк, и др.).
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова и другие.
Целью данного исследования является выявление психологических особенностей обучения и воспитания одарённых детей и подростков.
Гипотеза: одарённым детям свойственны признаки социальной дезадаптации; при организации обучения и воспитания одарённых детей следует обратить внимание на развитие личности одарённого ребёнка, обучение межличностной коммуникации.
Задачи исследования:
Объект исследования: одарённость
Предмет исследования: особенности работы психолога с одарёнными детьми.
Исследование проходило на базе прогимназии № 1723 г. Москва.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1.1. Сущностные характеристики способностей как основы одаренности
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Способности представляют собой совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.
Поскольку каждая деятельность предъявляет ряд требований к физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям человека, то способность выступает мерой соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
В данной работе мы будем придерживаться определения Б.М. Теплова: «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [20, c. 83]. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.
В понятии способностей, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи:
Способности представляют собой возможность, так, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет музыкантом. Для этого необходимы специальное обучение, проявленная педагогом и ребенком настойчивость, определенное состояние здоровья, музыкальный инструмент должного качества, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Способности,
т.о., не могут существовать иначе,
как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не
развивается, которой на практи
В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
В настоящее время имеется большое число классификаций способностей. В первую очередь принято различать природные (естественные) и специфические способности, то есть те, которые имеют общественно-историческое происхождение [13].
Помимо биологически обусловленных способностей, у человека имеются способности, обеспечивающие его жизнедеятельность в социуме. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, которые основаны на пользовании речью и логическим мышлением. Среди них выделяются:
Общими способностями называют такие способности, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности. К ним, относят умственные способности, точность и тонкость ручных движений, развитую память, совершенную речь и др.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, дополняют и обогащают друг друга.
Теоретические способности отличаются от практических способностей тем, что первые определяют склонности человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к практическим, конкретным действиям. Эти способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаются лишь у одаренных, разносторонне развитых людей.
Творческие и учебные способности отличны друг от друга тем, что учебными определена успешность обучения и воспитания, того, как человек усваивает знания, умения, навыки, как формируются качества личности. Творческие способности определяют возможность создания предметов материальной и духовной культуры, производства новых идей, изобретений и открытий, то есть, с ними связаны способности к индивидуальному творчеству в самых разных областях жизнедеятельности человека.
В наибольшей степени
социально обусловлены способно
В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние, воспринимать особенности их состояния и т.п. Ранее психологами внимание обращалось преимущественно на предметно-деятельностные способности, однако не стоит забывать, что способности межличностного характера имеют не меньшее значение для личностного развития человека, его социализации, приобретения необходимых форм общественного поведения [18, c. 113].
Как межличностные, так и предметные способности являются взаимодополняющими. За счет их сочетания человек может развиваться гармонично и полноценно. Важно отметить, что успешность выполнения какой-либо деятельности определяются не отдельными способностями, а лишь их удачным сочетанием, необходимым для данной деятельности. Вместе с тем, относительная слабость какой-то одной способности не исключает возможности успешного выполнения связанной с ней деятельности, поскольку недостающая способность может компенсироваться другими способностями, которые входят в комплекс способностей, обеспечивающих данную деятельность. Например, слабое зрение может компенсироваться большим развитием слуха, тактильной чувствительности [12].
Учебная, спортивная, трудовая и другие виды деятельности, которыми овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (индивидуальным отличительным проявлениям интеллекта, эмоциональной сферы, волы, сенсомоторики).
Данным требованиям не может удовлетворить какое-либо одно качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.
Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. К примеру, в структуре математических способностей можно выделить ряд следующих частных способностей: способность к обобщению математического материала, гибкость мыслительных процессов, способность к свертыванию процесса математического рассуждения, способность к свертыванию соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного процесса, и др. В структуре литературных способностей выделяют чувство языка, высокий уровень развития эстетических чувств, богатую фантазию, наличие ярких наглядных образов памяти, потребность в самовыражении, развитый интерес к психологии людей, и др. [15]
Специфический характер имеет также строение педагогических, музыкальных, медицинских, конструкторских способностей и др.
Среди особенностей и свойств личности, которые образуют структуру конкретных способностей, есть занимающие ведущее положение и занимающие вспомогательное положение. К примеру, в составе педагогических способностей ведущими будут являться любовь к детям, педагогический такт, наблюдательность, высокая требовательность к детям, потребность в передаче знаний, и т.д. Организаторские и коммуникативные способности входят в состав педагогических как подструктура. К вспомогательным будут относится артистичность, ораторские данные и др.
Таким образом, способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, они обеспечивают их быстрое приобретение, эффективное использование на практике, закрепление.
Способности могут также классифицироваться и по уровням своего развития. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Информация о работе Психологические основы воспитания и обучения одарённых детей и подростков