Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста и пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Содержание

1.Введение 2
2.Проблема исследования 2
3.Глава 1.Теоретические аспекты изучения воображения
1.1 Понятие о воображении 3
1.2 Виды и функции воображения 5
1.3 Механизм воображения и способы создания творческих образов 8
4.Глава 2. Особенности воображения у детей и пути его развития.
2.1 Особенности воображения у детей 10
2.2 Пути развития воображения у детей дошкольного возраста 12
2.3 Методические рекомендации по проведению развивающих игр 13
5.Выводы 15
6.Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  продукты  воображения  в  своем  развитии  описали  круг. Элементы, из которых они построены,  были  взяты  человеком  из  реальности. Внутри человека, в его  мышлении,  они  подверглись  сложной  переработке  и превратились в продукты воображения.

    Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись  уже новой  активной  силой,  изменяющей  эту  реальность.  Таков   полный   круг творческой деятельности воображения.

 

8

     Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

     Так операцией  обобщения при создании образа воображения выступает операция  типизации.

     Типизация – выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе   (например, профессиональные образы шахтера, врача).

     Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

     Следующим существенным  способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является карикатура.

     Определенное значение в деятельности воображения имеет прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

     Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

     Гиперболизация – это увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Пример: мальчик с пальчик.

9

     Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен, он позволяет конструировать схемы.

     Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

     Прием замещения – это замена одних элементов другими.

     Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии с известным.

     Конечный источник  операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Глава 2. Особенности воображения у детей и пути его развития.

2.1. Особенности воображения у детей.

     Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

     Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями

10

стимулирует и направляет процесс воображение, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

     Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

     Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

     Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

     Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится

11

самостоятельным процессом.

     В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

     В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

     Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

2.2. Пути развития воображения у детей дошкольного возраста.

     Активизация воображения  дошкольников может осуществляться  двумя путями:

  1. отталкиваясь от отдельных признаков объекта;
  2. составляя как бы план своего сочинения, которому будут следовать в процессе рассказа.

     Первый путь предполагает  последовательное формирование  свойственных каждому возрасту  способов построения воображаемых  образов. Первоначально дети должны овладевать способом опредмечивания, а затем, к концу дошкольного возраста – способом включения. Овладение способом включения приводит к возрастанию уровня творческого воображения детей.

     Второй путь предполагает, что дети первоначально должны  научиться использовать заместители предметов, затем придумывать и самостоятельно разыгрывать различные действия с заместителями. И только после этого можно переходить к придумыванию и рассказыванию собственных историй по плану взрослого, а затем и самостоятельно выражать свой замысел.

     Начинать работу по  формированию действия по построению  образов – опредмечивания с  одной стороны, действий замещения  – с другой – можно с  младшей группы.

12

     Основной тип заданий  для детей этого возраста –  это подбор предметов по заданному признаку. Сам признак задавался  заместителем предметов. Например, детям можно показать кружок красного или зеленого цвета, а они должны будут назвать как можно больше предметов такого же цвета, которые мог бы обозначать этот кружок.

     С детьми средней группы можно отрабатывать действия опредмечивания, но уже с детализацией самого воображаемого предмета, а с другой  - формировать умение разыгрывать действия с заместителями. Сначала ребенку можно давать два, а затем три- четыре заместителя: кружки разных цветов и размеров, полоски разной длинны и другой материал.

     В старшей группе, чтобы стимулировать творческий  подход к созданию и построению  воображаемых образов, можно предложить  другой тип заданий. Вместо применявшихся раньше условных заместителей использовать схематические изображения персонажей: схема человека, схема дерева и схема неизвестного зверька. При выполнении таких заданий каждый ребенок будет стараться объяснить, что за дерево, как зовут зверька, что с ним может случиться. Введение нового объекта формирует у детей способность включать его в разные связи и отношения.

     В подготовительной  группе можно предлагать сочинять  истории на заданную тему (например) про зайчика, который пошел в  город и заблудился. При этом  взрослые должны помогать, направлять фантазию ребенка, чтобы не потерялся главный герой и появились другие персонажи.

     Активизировать творческое  воображение детей путем специально  организованного обучения возможно  на всех этапах дошкольного  возраста. Уровень воображения у дошкольников зависит от способа манипулирования воображаемыми образами и от умения выстраивать их в цепочку-замысел будущего произведения.

2.3. Методические рекомендации  по проведению развивающих игр.

     Воображение, как уже говорилось ранее, это способность представлять отсутствующий  или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Такая психическая функция играет в жизни детей огромную роль. Деятельность дошкольников во многом основана на воображении. Их игры – плод богатой фантазии. Именно в

13

игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды детской деятельности. Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить.

      Психологи заметили, Что ребенок с богатой фантазией  успешно решает нестандартные, а  значит, сложные задачи, легче переживает  неприятности и пользуется уважением  сверстников. Такой ребенок часто  становится заводилой, ведь он  умеет сам придумывать  интересные занятия, игры. По одному его слову скамейка превращается в корабль, а забор  - во вражеский замок.

    Вся творческая деятельность  строится при активном участии  воображения.

Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать

     Взрослые должны уделять  достаточное внимание развитию  воображения детей, создавать условия  для активизации этой психической  функции.

    Разнообразны частные приемы совершенствования воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

Одним из существенных приемов тренировки воображения, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное решение.

Существуют игры способствующие активизации невербального воображения,( эта форма воображения затрагивает те сферы творческой деятельности, которые не требуют активного  включения  речи – рисование и  конструирование)  и вербального, то есть непосредственно связанного с . речью воображения.

    Любые игры, только тогда  дают результат, когда дети играют  с удовольствием. Также и творчество  – это всегда интерес, увлечение  и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к напряжению всех сил воображения, которого они требуют, и надо стимулировать у детей, так как сам он не появляется.

14

     Первое условие успеха  – улыбка, радость. Похвала, искренняя  заинтересованность взрослого в  прогрессе детей, росте их творческих сил. При этом, конечно не стоит перехваливать детей, похвала не по заслугам может навредить ребенку. Всегда нужно показывать  резерв его возможностей, способность сделать еще лучше.

     К оценке можно  привлекать и самого ребенка:

      -Что по –твоему, сегодня тебе особенно удалось? А что еще не совсем получилось?

     Все это поддерживает  интерес ребенка к игре, к движению  вперед, к совершенствованию.

     На одном занятии  не следует проводить одну  и ту же игру много раз  подряд. Надо чередовать разные по форме задания.

     Взрослый не должен  выполнять задание за ребенка. Не рекомендуется делать ребенку  замечания во время выполнения  работы. Если и хочется подбодрить  ребенка словами: «Верно», «Молодец!», «Так, так», то желательно это делать на первых порах. На первых занятиях одобрительные высказывания ребенка окрыляют, побуждают работать внимательнее.

Для начала лучше брать не слишком трудные задания, они могут отпугнуть детей. При этом взрослому следует учитывать характер, темперамент, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Не следует давать сразу много  новых игр, Надо как-то  сочетать  одну с другой. К этим вопросам  взрослые должны подходить творчески, имея в виду главную цель – успешное развитие ребенка, рост его способностей к фантазированию.

     Для любой игры  необходима непринужденная обстановка, когда все внимание сосредоточено  на самой игре, а не на дисциплине.

Информация о работе Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста и пути его развития