Психологические особенности в формировании личности ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного.

Вложенные файлы: 1 файл

детские страхи.docx

— 95.44 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

Человеку  свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и  пока еще неизведанный мир. Порой  малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски  и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога  вовремя помочь ребенку.  
Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д.  
Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.  
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного.  
Хотя проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике детского сада. Ведь, именно с приходом в детский сад связано возникновение страхов у детей. 
Проблемой страхов дошкольников занимались многие учёные. Боулби [3, с. 10], в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов. 
Много времени посвятил проблеме страхов Захаров [13, с. 32]. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Левис [5, с. 21], предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности разработано у А.М.Прихожан [12, с. 69].
 
 
 
 

1Страхи  как предмет психологического  анализа

 
1.1Определение понятия страх
 

     Страх, как тень, преследовал человека ещё  с незапамятных времён. Был он и  у первобытного человека, постоянно  подвергавшегося опасностям. Но его  страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности  для жизни, как самого человека, так  и его ближайшего окружения. Страх  – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни  безрассудные и импульсивные действия.

     В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число  объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом  научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

     Страх — эмоция, возникающая в ситуациях  угрозы биологическому или социальному  существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

     Страх является эмоцией большой силы, которая  оказывает заметное воздействие  на восприятие, мышление и поведение  индивида. По сравнению с другими  эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально  невосприимчивым. Страх может замедлить  мышление, сделать его более узким  по объему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъект  может остолбенеть и стать  совершенно неподвижным. Страх очень  сильно сокращает число степеней свободы в поведении.

     В отличие от боли и других видов  страдания, вызываемых реальным действием  опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивность и специфика переживания, страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности  является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей  опасности, позволяет сосредоточить  внимание на ее источнике, побуждает  искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как  одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения  используется как фактор регуляции  поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой  правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться  даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях.

     Подавляющее большинство страхов, в той или  иной степени, обусловлены особенностями  развития и имеют временный характер. Детские страхи, чаще всего, исчезают бесследно, если к ним правильно  относиться, понимать причины их проявления. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит об ослабленности нервной  системы ребенка.

     Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

     Основатель  психоанализа австрийский психиатр З. Фрейд, рассматривая детские страхи, отмечал, что между «нервными» и «нормальными» детьми нельзя провести резкой границы. Занимаясь изучением проблем своих маленьких пациентов, Фрейд подчеркивал, что многие из них одержимы фобиями. В течение месяцев или лет эти фобии ослабевают и кажутся излечимыми, но в зрелые годы могут проявиться уже в виде устойчивых неврозов. Неврозами Фрейд называл иррациональные формы поведения, когда человек при столкновении с проблемой не может преодолеть ее обычным способом, но не теряет при этом контакта с реальностью.

     Г. Эбермин – австрийская писательница и психотерапевт в своих работах показывает, что увидеть взаимосвязь неправильного поведения и невроза страха и принять меры к своевременному преодолению этого страха, часто означает оказать помощь ребенку в жизненной потребности. Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха: нарушение работоспособности и умения концентрировать внимание, нервность, расстройство сна, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства, бронхиальная астма, аллергия, сверхгигиена, ночное недержание мочи и т. д.

     Основным  методом, предложенным Эбермин для преодоления и профилактики детских страхов, является аутогенная тренировка. Что же, по мнению западных ученых, обусловливает возникновение страха? Фрейд считал, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех последующих переживаний и страхов. Он утверждал, что мы приобретаем способность не допускать в сознание это тревожное первичное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родовой тревогой, в результате чего, в нас остается некий изолированный страх, заявляющий о себе позже в форме «блуждающего тревожного состояния». В работах многих отечественных психологов рассматриваются различия между понятиями страх и тревога. Н.Д.Левитов пишет о том, что во многих состояниях тревоги значительное место занимает страх в форме опасения, но было бы неправильно считать беспокойство, тревогу и страх синонимами. Прежде всего, пишет автор, бывают состояния тревоги, в которых страх отсутствует или занимает незначительное место. В каждой тревоге перед экзаменом имеется страх, но в одних случаях он так доминирует, что лучше прямо говорить о состоянии страха, иногда принимающего форму паники, а в других случаях страх имеет форму относительно спокойного опасения.

     А.И.Захаров, рассматривая понятия «страх» и «тревога» отмечает, что в них есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отчуждения чувства безопасности. Тревога, по определению Захарова, - это предчувствие опасности, состояние беспокойства, а страх – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Тревога – это эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы. В работах А.Захарова страх делится на ситуационный (возникает в необычной или опасной обстановке) и личностный (предопределен характером человека), реальный и воображаемый, острый и хронический.  
 

1.2Виды  детских страхов(возростные  и невозростные  страхи) 

Сегодня психологи достаточно подробно изучают тему детских страхов, так как в наше тревожное время она становится актуальнее с каждым годом. Все детские страхи условно делятся на природные и социальные. 
Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и кроме основных страхов смерти себя и родителей могут включать страхи чудовищ, темноты, движущегося транспорта, призраков, животных, неожиданных звуков, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, боли, огня, пожара, крови, уколов, врачей и т. д. 
Социальные страхи — это те страхи, которые связаны с жизнью ребенка в обществе. Ими могут стать страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д. 
В специальной литературе достаточно много данных о различных видах детских страхов. И в данной главе своей работы я опишу некоторые из них.

Страх отъезда матери, отца 
Этот страх может проявиться с 2—3 лет. Чаще всего ему могут быть подвержены дети, которые очень зависимы от матери или отца, т. е. практически никогда не расстаются с ними. В случае, если ребенок с раннего возраста часто общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому, если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней или бабушкой, то пусть она проведет при вас несколько дней (5—6) с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с тридцати минут и продолжайте увеличивать время разлуки. Ваш малыш постепенно начнет привыкать к мысли, что вы обязательно к нему вернетесь. Знаменитый американский педиатр Б. Спок писал, что излишняя заботливость только лишь усиливает страх ребенка. Также его усиливают сомнения матери, которая начинает вести себя нерешительно, когда слышит крик своего ребенка при прощании. Маме или папе не следует чувствовать себя виноватыми в том, что они иногда оставляют своего малыша. Главное — делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить своему ребенку, что расставание необходимо, но оно не будет очень длительным.

Страх темноты, ночные страхи 
В возрасте 3—4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время фантазия ребенка может развиться настолько, что он способен вообразить себя на месте других людей и осмыслить все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но родителям необходимо помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами. 
Часто появление чудовищ становится следствием злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они хранят в себе «дурные» ощущения и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться самому. Поэтому, давая ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, родители одновременно могут показать своему малышу путь владения собой. 
Порой ночные страхи детей связаны с грабителями и похитителями детей, в особенности если такие события действительно имели место или обсуждались с ребенком взрослыми. С вашим ребенком, если он действительно стал бояться грабителей, похитителей детей ит. п., очень полезно проиграть те действия, которые он мог бы предпринять, если бы обнаружил ночью в доме, предположим, вора. Ваш малыш может, например, побежать в спальню родителей и позвать их на помощь. Покажите своему ребенку, что двери и окна вашего дома надежно заперты, поэтому ночью ему ничто не угрожает. Вместе с малышом можно также сконструировать для него сигнализацию или системы для устрашения воров-взломщиков и похитителей. По своему действию они должны стать «волшебным средством», позволяющим вашему ребенку вернуть самообладание, преодолеть свой страх. Поможет также специально придуманная конструкция. Таковой может послужить все что угодно — от карманного фонарика до пустого аэрозольного баллончика. 
Важно, чтобы спальня, постель стали для вашего ребенка местом, где он успокаивается, а не «отбывает наказание» за какое-либо непослушание. В последнем случае постель и комната будут вызывать у вашего малыша отрицательные эмоции. А спальня, вызывающая такие чувства, может стать ночью вместилищем всевозможных чудовищ. Чтобы избежать возникновения ночных страхов, установите в комнате ребенка ночное освещение, которое ваш малыш мог бы включать и выключать по своему желанию. Можно также предложить вашему малышу рисовать чудовищ, а затем разрывать эти рисунки в клочья или лепить их из пластилина, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это может позволить ребенку не только обнаружить свои «чудовищные» ощущения и эмоции, но и меньше страшиться чудовищ и, в конце концов, с вашей помощью обрести власть над ними.

Страх смерти 
В возрасте 4—5 лет дети начинают задавать родителям вопросы о смерти. Многие исследователи отмечают, что около 90 % страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте так или иначе могут быть соотнесены со страхом смерти. Вот как это объясняет, например, психолог В. Карандашев: «Страх смерти в трех-пятилетнем возрасте — это симптом пробуждающегося самосознания. Само ощущение себя становится потребностью. А страх себя не ощущать легко превращается в страх смерти. Страх небытия — вот чего, прежде всего, боится ребенок 3—5 лет. Но что значит небытие для него? С этим связаны и другие страхи, которые нередко посещают ребенка в этом возрасте. Чаще всего — это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства». 
В старшем дошкольном, младшем школьном возрасте страх умереть начинает приобретать более опосредованный характер. Это, прежде всего, связано с формированием у детей этого возраста абстрактного мышления, с формированием представлений о времени и пространстве, которые выражаются способностью устанавливать в общих чертах время — отдаленное и близкое, допускать мысли о том, что жизнь человека каким-то образом ограничена. Точкой отсчета жизни становится его рождение, с тайной которого дети этого возраста знакомятся в общих чертах, а концом — смерть, осознание которой повергает в ощущение неизбежности. Чувство этой неизбежности сопровождается у ребенка соответствующим страхом. 
В 4—7 лет страх смерти у детей часто персонифицируется. Пугающими оказываются сказочные персонажи, например Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Эти отрицательные сказочные герои, по сути, воплощают «враждебные жизни силы». Страх Змея Горыныча, в частности, — это не что иное, как завуалированный страх огня и разрушения. 
 
Многие психологи отмечают, что страх смерти в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте может проявляться и как страх несоответствия. Это означает, что он может появиться у детей, которые не уверены в себе. Страхи «быть не тем» (быть «плохим» ребенком, не оправдать ожидания родителей) могут привести и к страху смерти. Иногда судить о значении для детей темы смерти можно не только по наличию страхов, но и на основе анализа особенностей детского фольклора. Под детским фольклором «обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей». Дети придумывают или рассказывают друг другу различные страшилки о кладбищах, гробиках на колесиках. Иногда эти истории заканчиваются шуткой, что свидетельствует о желании детей победить самостоятельно чувство страха. 
Отвечая на вопросы вашего ребенка о смерти, постарайтесь не напугать его. Попытайтесь спокойно разъяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы сами этого не боитесь, так как считаете это обыденным явлением. Не позабудьте при этом обнять малыша и ласково сказать, что вы его не оставите еще много-много лет. 
Для ребенка с 6—7 лет важную роль в жизни играет школа. Здесь он проводит значительное время дня, общается со сверстниками, реализует себя в учебе. Но с этого времени у ребенка также могут возникнуть различные страхи, которые в специальной и научно-популярной литературе получили название «школьных страхов».

Информация о работе Психологические особенности в формировании личности ребенка в неполной семье