Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:28, реферат
Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного.
Математические
способности — едва ли не самый
чувствительный «орган» по отношению
к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость
этих способностей напрямую связана
с отсутствием той
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Приведенные
выше примеры влияния отца на умственное
развитие и успеваемость ребенка
не говорят о наличии каких-либо
жестких механизмов, причинно-следственных
связей. Здесь речь идет лишь о наиболее
часто встречающихся
Другой
важной психологической проблемой,
связанной с воспитанием
Уже в
первые месяцы жизни ребенка отец
по-разному играет с мальчиком
и девочкой, тем самым начинает
формировать их половую идентичность.
Первые пять лет жизни играют определяющую
роль в развитии черт мужественности
у мальчика и в установлении в
будущем гетеросексуальных
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
У мальчиков,
воспитанных только матерью, наблюдаются
развитие женских черт характера, таких
как словесная агрессивность, предпочтение
игр и занятий, традиционно свойственных
девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной
мужественности», для которой характерно
сочетание преувеличенного
В развитии
девочки отец играет также важную
роль. Для нее он мужчина номер
один, его черты, особенности поведения,
нюансы взаимоотношений запоминаются
порой на бессознательном уровне
и становятся образцом, к которому
впоследствии будут притягиваться
все типы отношений будущей женщины
с мужчинами. Дефицит мужского влияния
в ходе взросления девочки существенно
затрудняет ее развитие как будущей
женщины, осложняет формирование у
нее навыков межполового
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся
без отца мальчики либо усваивают
женский тип поведения, либо у
них создается искаженное представление
о мужском поведении как
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна
из наиболее распространенных особенностей
материнского воспитания в неполных
семьях — чрезмерная опека сына
матерью. В своем стремлении оградить
сына от жизненных трудностей, ответственности
и риска матери часто тем самым
парализуют детскую волю, мешают сыновьям
стать мужчинами. В результате материнская
гиперопека может привести к серьезному
психологическому осложнению взаимоотношений
между сыном и матерью, исходом
которой может стать
Не всегда
взаимоотношения матери и сына приводят
к личностной деформации мальчика.
Если мать с раннего детства воспитывает
в сыне умение преодолевать трудности,
поощряет его самостоятельность
и инициативу, стимулирует в нем
желание быть сильным и смелым,
развивает способность
Таковы
некоторые психологические
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Заключение
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, т. к. личностные качества человека формируются семьёй.
На основе
анализа теоретических
Эмоциональность как свойство личности проявляется в детстве, которое является периодом его интенсивного развития.
Дошкольный
возраст – особо ответственный
период в воспитании, так как является
возрастом первоначального
Отличие
общения сверстников от общения
с взрослыми заключается в
его чрезвычайно яркой
В современных
цивилизациях существует всё более
возрастающее число
объектов, событий, условий, ситуации,которые
пугают или потенциально
могут быть пугающими. Вероятно, именно
этим можно объяснить тот факт,
что страх является предметом научного
исследования, познаний, чаще,
чем какая-либо
другая эмоция.
Таким
образом, можно заключить, что подавляющее
большинство страхов, в той или иной степени,
обусловлены особенностями развития и
имеют временный характер. Детские страхи,
чаще всего, исчезают бесследно, если к
ним правильно относиться, понимать причины
их проявления. Если же они сохраняются
длительное время, то это служит признаком
неблагополучия, говорит об ослабленности
нервной системы ребенка.
Список
использованных источников
1) А.И.Захаров,
«Как помочь нашим детям избавиться от
страхов»
, Санкт-Петербург, Гиппократ, 98.
2) Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.
7) З. Фрейд, «Психология бессознательного» , под ред. М.Г. Ярошевского, М, Просвещение, 90.
4) Г. Эбермин, «Страхи здоровых детей», М, Знание, 81.
3)Краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, Просвещение, 85.
5) Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991 г.
Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.
6) Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998 г.
8) Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., Педагогика. 1990
11 Вежновец
И. Программа «развитие
12 Лаврентьева
Т.В. Психолог в детском
13 Степанова
Г. Эмоциональное состояние
14 Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов–на–Дону., Феникс, 2005
12) Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999
14) Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256 с.
11) Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
13) Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Психология. - №2. – С. 60-72.
15)Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. №1. – 10-15
Информация о работе Психологические особенности в формировании личности ребенка в неполной семье