Психологические особенности в формировании личности ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:28, реферат

Краткое описание

Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного.

Вложенные файлы: 1 файл

детские страхи.docx

— 95.44 Кб (Скачать файл)

Очень интересны различия эмоциональных  проявлений в ситуативном - личностном и ситуативно-деловом общении. В  ситуативно-деловом - положительные  эмоции выражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают  большей интенсивности, чем положительные.

Таким образом, у младенцев появляются не только положительные, но и отрицательные  эмоции, адресованные взрослому и  включенные в общение с ним. Эмоциональное  общение с взрослым стимулирует  познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Важными условиями появления лепета и  подготовки к речи являются насыщение  слышимой речью в присутствие  взрослого и эмоциональный контакт  с ним. Познавательная активность и  исследовательская деятельность ребенка  во многом определяется его отношениями  с близкими взрослыми.

В раннем возрасте меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого.

Мышление  ребенка, осуществляется в форме  внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Познание сути природы вещей, предметов захватывает  малыша и приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только инее столько  в успешности решения практических задач, но, прежде всего в эмоциональной  вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое  получает ребенок от своей исследовательской  деятельности.

В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка: общение с другими детьми. Исследования Л.Н. Галигузовой показали, что изображения  живых людей, особенно сверстников, вызывали эмоциональную вовлеченность  при рассматривании детьми этих изображений, при этом изображение сверстника вызывало больше эмоциональных проявлений и вокализаций, чем при рассматривании изображения взрослого.

Контакты  со сверстниками отличаются яркой эмоциональной  окрашенностью и раскованностью детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают и пр. сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее  до драки. Дети с восторгом повторяют  друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.. общение детей раннего  возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.

Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом, переживание этой общности вызывает бурную радость.

Эмоции  и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и преимущественно  проявляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать  из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат  другой.  

К тем  годам у ребенка появляются собственные  желания, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости, этот период получил название кризиса  трех лет. У детей наблюдается  обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в  повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных  вспышках по пустякам, бахвальстве  и преувеличении собственных  успехов. 

В период кризиса возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Становление системы  «Я», где точкой отчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует  собой переход к дошкольному  детству.

Дошкольное  детство – совершенно особенный  период развития ребенка. Возникают  внутренняя психическая жизнь и  внутренняя регуляция поведения. Важнейшим  новообразованием этого периода  является возникновение произвольного  поведения. Все важнейшие новообразования  зарождаются и первоначально  развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой  игре. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших  дошкольников основным содержанием  являются предметные действия людей, в  среднем – на первый план выступают  отношения между людьми, в старшем  дошкольном возрасте выполнение правил, регулирующих поведение и отношения  людей.

Дошкольный  возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность  – важная отличительная черта  воображения дошкольника. Придуманные  персонажи приобретают для ребенка  личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются  в этом возрасте, объясняются как  раз силой и живостью детского воображения и повышенной эмоциональностью.

К концу  дошкольного возраста складывается новая внеситуативно-личностная форма  общения.

Для старших  дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и  уважению взрослого, но и к его  взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

Именно  в общении со сверстником впервые  появляются такие сложные формы  поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и  т.д. первая и наиболее важная черта  общения состоит в большом  разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.  

Второе  отличие общения сверстников  от общения с взрослыми заключается  в его чрезвычайно яркой эмоциональной  насыщенности. В среднем наблюдается  в 9-10 раз больше экспрессивно–мимических  проявлений, выражающих самые различные  эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная  насыщенность контактов дошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником.

Еще одна особенность общения сверстников  – преобладание инициативных действий над ответными. Проявляется это  в невозможности продолжить диалог, для ребенка важнее собственное  действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаем  им не поддерживается. Несогласованность  коммуникативных действий порождает  конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенку наладить контакт  друг с другом, учить слышать другого.

К старшему дошкольному возрасту происходит дифференциация детей по положению в группе. Наиболее существенные различия между популярными  и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Воспитатель должен создать такую эмоциональную атмосферу в группе, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. В основе популярности лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.

Создание  атмосферы в детской группе, когда  внимание и симпатии других достаются  всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональная  вовлеченность взрослого в общую  с ребенком деятельность, благодаря  которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное  заражение взаимодействия.

К старшему дошкольному возрасту сравнение  себя со сверстниками и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

Соотношение субъектного и объектного начала самосознания с возрастом меняется и определяет характер отношения  к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения  и отношения к сверстникам.

К концу  дошкольного возраста ребенок резко  меняется, потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего, ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Этот период называют кризисом семи лет, в это  время впервые возникает обобщение  переживаний или «логика чувств».

Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной  сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать  и регулировать свое эмоциональное  состояние и другого, строить  взаимоотношения со сверстниками и  взрослыми, воспитывать чувство  эмпатии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Роль семьи в  формировании личности  дошкольника 

 
2.1Семья как социальная  система
 

     Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов и систем. Выделение  семейной системы из других систем общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признаётся всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых  из поколения в поколение, а также  необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек  обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

     В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это  социальный институт, с другой - малая  группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного  строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относительная самостоятельность.

В большинстве  примитивных обществ семья - это  единственный реально функционирующий  институт. Примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья является единственным и достаточным  институтом распределения экономических  продуктов для примитивных охотников  и земледельцев.

     При переходе к более сложным культурам  всё большее значение начинают приобретать  другие институциональные структуры. Возникающие экономические институты  осуществляют функцию специализации  деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

     Семьёйв социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь  не выступает непременным условием.

     С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака. Брак- это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества.

       Как и все системы общества, семья представляет собой систему  принятых норм и процедур для  осуществления определённых важных  для общества функций. Семейные  функции в большинстве обществ  мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

     Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений  бывают супружескими или нуклеарными. Её основу составляют пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи распространена форма семейной организации, которая называется родственной (расширенной)) семьёй. Такая семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы.

     По xapaктepypacпpeдeлeнияceмeйныxoбязaннoстей, пoтoмy, кaкpeшaeтcя в ceмьeвoпpoc o лидepcтвe, coциoлогивыдeляютнaceгoдняшнийдeньтpиocнoвныxтипaceмьи  Арутюнян M.Ю. Pacпpeдeлeниeoбязaннocтeй в ceмьe и oтнoшeниямeждy супругами /Ceмья  и coциaльнaяcтpyктypa M., 1987.

     Tpaдuцuoннaя(или пaтpиapxaльнaя) ceмья. Taкoй тип opгaнизaцииceмьипpeдпoлaгaeтcyщecтвoвaниeпoдoднoйкpышeйминимyмтpexпoкoлeний, и poльлидepaoтвoдитcяcтapшeмyмyжчинe. Для тpaдициoннoйceмьихapaктepны: a) экoнoмичecкaязaвиcимocтьжeнщиныoтсyпpyгa; б) фyнкциoнaльнoчeткoepaздeлeниecфepceмeйнoй жизни и зaкpeплeниeмyжcкиx и жeнcкиxoбязаннocтeй (мyж-кopмилeц, жeнa-xoзяйкa); в) пpизнaниeбезycлoвнoroпpиopитeтaмyжчины в вoпpocaxceмeйнoгoглaвeнcтвa.

Информация о работе Психологические особенности в формировании личности ребенка в неполной семье