Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:32, контрольная работа
В результате изучения литературы по предложеной теме мы выявили особенности развития детей с нарушением интеллекта и ЗПР.
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение проводилось за учеником 11 класса коррекционной школы
Теоретическая часть.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..2
Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями
интеллекта …………………………………………………………………………………….2
Психолого-педагогическая характеристика школьника с задержкой
психического развития………………………………………………………………………. 7
Практическая часть.
Наблюдение за учебной деятельностью школьника с
умственной отсталостью …………………………………………………………………….10
Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР…………………………...12
Заключение …………………………………………………………………………………... 13
Приложения…………………………………………………………………………………... 14
Литература…………………………………………………………………………………… .16
Для умственно отсталых младших школьников также характерны нарушения поведения. В старших классах многие подростки успешно социально адаптируются, что сказывается в их поведении и в школе, и в семье. Волевая активность, формирующаяся под воздействием коррекционно-направленного обучения От младшего к старшему школьному возрасту у умственно отсталых учащихся отмечается развитие произвольных психических процессов.
ДеятельностьДля умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для умственно отсталых детей одним из основных видов деятельности, помимо учебной, является трудовая.Задания, предъявленные на доступном уровне, создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков психического развития.Успешность их трудовой деятельности, так же как и нормально развивающихся детей, во многом зависит от их работоспособности. У умственно отсталых учащихся она ниже, чем у учеников обычной школы, соответственно и ниже результат их труда.Среди старшеклассников большинство достигают значительной самостоятельности в труде. Они могут правильно, без помощи учителя, выполнить несложное трудовое задание, а также вполне адекватно оценить полученный ими в процессе трудовой деятельности результат.
Мотивационно- потребностная сфера.В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями
При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений , так называемое «психическое насыщение» (И. М. Соловьев) .У учеников старших классов специальной школы мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью.Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания.В процессе обучения в школе у умственно отсталых учеников складываются определенные отношения друг с другом. Мотивы, побуждающие учащихся младших классов отдавать предпочтение или отрицательно относиться к своим сверстникам, в основном строятся на оценке, которую дает детям учитель. В средних классах для некоторых школьников мотивами выбора товарища являются или привлекательные черты его характера («смелый», «веселый»), или ситуационный фактор («живем рядом»). Отрицательное отношение чаще всего мотивируется наличием у одноклассника таких черт, как грубость, злобность, драчливость и т.д.У старшеклассников мотивы выбора товарища представлены более дифференцированно и определенно. Учащиеся высоко ценят такие качества сверстников, как смелость, стремление прийти на помощь.
Самооценка и уровень
Психолого-педагогическая
характеристика школьника с задержкой
психического развития
Особенности внимания. У младших школьников с задержкой
психического развития внимание неустойчиво.
Эта неустойчивость проявляется по-разному.
У одних детей в начале выполнения задания
наблюдается максимальная для них сосредоточенность,
которая неуклонно снижается по мере продолжения
деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем
перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение
внимания наступает после некоторого
периода выполнения заданных действий,
а затем постепенно снижается. Есть дети,
у которых наблюдаются периодические
колебания внимания. Обычно устойчивое
выполнение какой-либо деятельности ограничивается
в I классе 5 — 7 минутами.Неустойчивость
внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью
. У младших школьников, прошедших
дошкольную подготовку в специальном
детском саду, грубых недостатков внимания
не наблюдается, однако проявления синдрома
гиперактивности и дефицита внимания
обнаруживаются и у них, особенно в условиях
утомления и повышенного напряжения.
Практическая часть
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение
за учебной деятельностью
Фамилия и имя учащегося Новосёлов Андрей 11 класс
Возраст 17 лет
Цель: выявить особенности учебной деятельности
Дата 19 октября 2012 г Урок по счету 1 Урок Столярное дело
Операционные характеристики деятельности
Работоспособность |
| ||||
Колебания работоспособности |
Работоспособность снижена |
Работоспособность выражено снижена |
Неравномерный тип деятельности |
Сниженный тип деятельности |
Ситуативно- сниженный тип деятельности |
Без колебаний, работоспособность хорошая
|
Нет |
Нет |
Относительно |
Нет |
Нет |
Целенаправленная деятельность( регуляторная зрелость)
Импульсивные проявления |
Трудности программирования и контроля | ||||
Отвлекаемость |
Наличие импульсивных ответов |
Двигательная или речевая расторможенность |
Низкая мотивация деятельности |
Трудности удержания( контроля) алгоритма многокомпонентной деятельности |
Выраженная потребность во внешнем программировании деятельности |
Отвлекался редко
|
Присудствовало |
На среднем уровне |
Нет |
Работал по алгоритму, т.к. выполнял данную работу уже многократно( изготовление подрамников для шелкографии) |
Частично |
Речевое развитие
| |||||||||
Низкая речевая актив ность |
Чрезмер ная речевая активность |
Признаки недостаточ ного развития |
Нарушение звукопроиз ношения |
Проблемы развернутой речи и понимания речи |
Трудно сти иници ации речевого высказы вания |
Запинки, заикание |
Трудности речи в режиме диалога |
Эмоцион альная неадекват ность, эхолалии, речь «в некуда» |
Особен ности интона ции и модуля ции голоса |
Нет |
Активно отвечал на вопросы учителя. |
Частично |
Произносил отчетливо |
Частично |
Небыло |
Небыло |
Активно вступал в диалог |
Небыло |
Голос спокой ный, чувствова лось волнение |
Особенности двигательной сферы |
Специфические моторные проявления | |||
Моторно неуклюж |
Много «лишних» движений |
Движения медленные , вялые |
Наличие навязчивых движений, так называемых «невротических» по типу порёрхиваний, подергиваний, тиков |
Наличие вычурных, своеобразных, стереотипично повторяющихся движений |
Частично |
Частично |
Иногда |
Небыло |
Небыло |
Аффективные и эмоциональные особенности
Преобладание эмоционального фона настроения |
Адекватность эмоциональных реакций | ||||||
Преобладание сниженного эмоционального фона |
Преобладание повышенного эмоционального фона |
Преобладание тревожного настроения |
Преобладание агрессивного фона дисфоричность) |
Выраже нная эмоциональ ная лабильность |
Наличие неадекват ных эмоциональ ных реакций по признаку |
Наличие неадекват ных эмоциональ ных реакций по силе |
Эмоциональ-ная ранимость |
Частично |
Нет |
Наблюдалось тревожность и волнение |
Небыло |
Частично |
Небыло |
Частично |
Чувствовалось волнение |
Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми
Коммуникативная активность |
|
Конфликтность | |||||
Чрезмерная коммуника тивная активность |
Низкая коммуника тивная активность |
Трудности оценки коммуника тивных посылов |
Неадекватные коммуникативные реакции |
Наличее коммуника тивных барьеров |
Сформиро ванность навыков общения |
Высокий уровень конфликтости |
Извирательно высокая конфликтность |
Активно отвечал на вопросы учителя и студентов |
Нет |
Небыло |
Небыло |
Тревожность и волнение |
Частично |
Небыло |
Небыло |
ВыводыВ результате наблюдения выявили следующие особенности учебной деятельности:
1) во взаимодействии
ребенка с окружающими
Информация о работе Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта