Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:32, контрольная работа
В результате изучения литературы по предложеной теме мы выявили особенности развития детей с нарушением интеллекта и ЗПР.
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной деятельностью школьника с умственной отсталостью
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение проводилось за учеником 11 класса коррекционной школы
Теоретическая часть.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с
интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..2
Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушениями
интеллекта …………………………………………………………………………………….2
Психолого-педагогическая характеристика школьника с задержкой
психического развития………………………………………………………………………. 7
Практическая часть.
Наблюдение за учебной деятельностью школьника с
умственной отсталостью …………………………………………………………………….10
Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР…………………………...12
Заключение …………………………………………………………………………………... 13
Приложения…………………………………………………………………………………... 14
Литература…………………………………………………………………………………… .16
2) В процессе работы
на уроке наблюдалась
3)Что касается двигательной
сферы, то иногда наблюдались
проявления двигательной «
4) Работоспособность
была хорошая, в основном
Беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Для проведения беседы с ребенком с ЗПР мы использовали анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой( Приложение 1)
Протокол психодиагностического исследования.
Дата – 25 октября 2012 г
Имя ученика – Петров Вася
Возраст – 9 лет Класс – 3
Цель: выявить отношение ученика к школе, учебному процессу.
Метод исследования: беседа.
Ход исследования:
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Тебе нравится в школе или не очень? |
не нравится |
2. |
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (для сирот – или тебе часто хочется остаться в спальне?) |
чаще хочется остаться дома |
3. |
Если классный руководитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома? |
остался бы дома |
4. |
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? |
нравится |
5. |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? |
хотел бы |
6. |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
хотел бы |
7. |
Ты часто рассказываешь о школе родителям? |
редко |
8. |
Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя? |
не хотел бы |
9. |
У тебя есть друзья в классе? Много? |
мало |
10. |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
не очень |
Количественный и качественный анализ:
1) 0 2)0 3)0 4)0 5)0 6)0 7) 1 8)3 9) 1 10)1
ИТОГО: 6 баллов
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Интерпретация: Вероятно негативное отношение вызвано проблемами во взаимоотношении ученика с окружающими ( сверстниками и учителем)
Вывод: Результаты исследования, целью которого было выявление отношения ученика к школе, показали, что у Петрова Васи наблюдается негативное отношение к школе.
Студент: Бородяева О.К.
Заключение
Наша контрольная работа состояла из 2 частей: теоретической и практической. Темой изучения теоретичекой части было: Психолого-педагогическая характеристика школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для наиболее углубленного изучения данной темы нам необходимо было рассмотреть:
1) Психолого-педагогическую характеристику школьников с нарушениями интеллекта
2) Психолого-педагогическую характеристику школьника с задержкой психического развития.
В результате изучения литературы
по предложеной теме мы выявили особенности
развития детей с нарушением интеллекта
и ЗПР.
Для выполнения практического задания было произведено:
1)наблюдение за учебной
деятельностью школьника с
2) беседа на тему «Отношение к школе» со школьниками с ЗПР
Наблюдение проводилось за учеником 11 класса коррекционной школы № 15 г. Северодвинска Новоселовым Андреем В результате наблюдения выявили следующие особенности учебной деятельности:1) Во взаимодействии ребенка с окружающими наблюдалась активность, мальчик открыто шёл на контакт как с учителем , так и студентами. Однако наблюдалась небольшая тревожность и волнение. На вопросы учителя отвечал первым из класса. Речь была четкая, без запинок. Построение предложение было правильное, обнако предложения были короткими ( в основном состояли из 2- 3 слов). Эмоциональная окрашенность речи была слабая. Понимание речи было на среднем уровне, иногда учителю приходилось повторять свой вопрос переформулировав его. Наблюдалась «бедность» словарного запаса. 2) В процессе работы на уроке наблюдалась некотарая тревожность мальчика, видимо причиной этому явилось присутствие на уроке посторонних людей (студентов). Эмоциональные реакции были частично слабыми. Агрессивных проялений как к одноклассникам , так и к учителю небыло.3)Что касается двигательной сферы, то иногда наблюдались проявления двигательной «неуклюжести». Во время работы мальчик иногда что- то ронял, а иногда делал «ненужные» движения . Навязчивых движений, вычурных, своеобразных, стереотипично повторяющихся движений не наблюдалось.4) Работоспособность была хорошая, в основном ребенок все делал самостоятельно, т.к. работу подобного рода он выполнял уже много раз( изготовление подрамника для шелкографии). Лишь иногда требовались инструкции учителя, они заключались в повторении пройденного материала. Ребенок работал спокойно, почти не отвлекался.
Беседа на тему «Отношение к школе» с учеником с ЗПР проводилось на базе средней школы п. Светлый. Для проведения беседы с ребенком с ЗПР мы использовали анкету для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой( Приложение 1)
В беседе участвовал ученик 3 класса Петров Вася. Результаты исследования, целью которого было выявление отношения ученика к школе, показали, что у Петрова Васи наблюдается негативное отношение к школе.
Приложения
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
не очень
нравится
не нравится
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
не нравится
бывает по-разному
нравится
хотел бы
не хотел бы
не знаю
не знаю
не хотел бы
хотел бы
часто
редко
не рассказываю
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
мало
много
нет друзей
нравятся
не очень
не нравятся
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка,
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий
судить об отрицательном
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов озможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й оценка за 2-й оценка за 3-й
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Различия между группами детей были оценены по критерию Студента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Литература
1)Петрова В.Г., Белякова
И.В. Психология умственно
2)Практикум по психологии умственно отсталого школьника / Составитель А.Д. Виноградова. – М., 1985.
3)Основы специальной
4) Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
Информация о работе Психологические особенности детей с ЗПР и нарушение интеллекта