Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа
Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34
Для начала я опишу наиболее выраженные черты, присуще дарованиям. Интеллектуальность многогранна. Занимающиеся, вопросами интеллекта, психологи и педагоги, в большей части придерживаются определения, предложенное Комитетом по образованию США. «интеллектуально развитые ребенка может быть установлена только профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (специфические способности к обучению, интеллектуальные способности, специфические способности к обучению творческое или специфические способности к обучению мышление, психомоторные способности, способности к изобразительному и исполнительскому искусству). Основные функции интеллектуальности – максимальное приспособление к окружению, миру, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, которые требуют именно творческого подхода.»
Своеобразие истиной интеллектуальности дошкольника обязательно скажется на особенностях выполняемых им действий. В жизни легко найти людей, успешно занимающихся одной и той же деятельностью. Но очень трудно выделить из них тех, которые делали бы это одинаково.
Благодаря качеству своеобразия способностей у людей для высокого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Как следствие в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать появившиеся у них своеобразное качество одаренности и способностей. Нужно помогать развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия, дифференцированного подхода.
В трудах советского
психологов С.Л. Рубинштейна и
Б.М. Теплова была сделана попытка,
дать классификацию таких
В толковом словаре Д.Н. Ушакова «способность» – это возможность, природное дарование и умение что-либо делать.
Многие авторы в отечественной психологии определяли термин "способность" развернутым определением. Например, С.Л. Рубинштейн под способностями понимал "… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе
определенным образом организованной деятельности вырабатываются".
Б. М. Теплов же предложил 3-и признака способностей, они же и легли в
основу определения, которые более часто используют многие специалисты:
Интеллектуальность у детей можно определить благодаря обладанию большим потенциалом способностей. Многие психологи считают способности врожденными, «данными от природы». Но научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются уже результатом развития задатков.
Задатки же - это врожденные особенности организма, относящиеся к анатомо-физиологические строению. Это особенности строения головного мозга, свойства нервной системы, органов движения и чувств, которыми организм наделен от рождения. Задатки - это лишь предпосылки развития способностей, и они не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей.
Способности различаются по широте, качеству, степени развития, их сочетания и своеобразию.
Ни одна отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Нужно чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании друг с другом. А в свою очередь качественное своеобразное сочетание способности и необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности человека. И это называется одаренностью.
Интеллект определяется тремя связанными между собой параметрами:
1. Опережающее развитие познания.
2. Психологическое развитие.
3. Физические данные.
Познание же
присуще только одаренным
С точки зрения
психосоциального развития
Все, что было сказано выше предполагает краткое описание совсем немногих граней одаренности.
Исследования предыдущих лет рассматривали признанные виды интеллекта и стали действовать на них дифференцировано. Эти исследования привели к возникновению новых концепций интеллектуальной одаренности. Признание является теорией множественности видов интеллекта. По данной теории не существует единого интеллекта. Известно семь видов интеллекта.
1. Лингвистический интеллект- это способность использовать язык для того, чтобы создавать или передавать информацию, стимулировать поиск (журналист, писатель, поэт).
3. Музыкальный интеллект- это способность исполнять, сочинять музыку (композитор, музыкант, музыкальный руководитель).
4. Логико-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования символами, знаками или объектами и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый, профессор).
5. Пространственный интеллект
- способность представлять, воспринимать
объект и манипулировать им
в уме, воспринимать и создавать
зрительные или
6. Телесно-кинестетический интеллект способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
7. Личностный интеллект - имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно. (интроличностный и интерличностный интеллект)
Так как я в своих рекомендациях предлагаю развитие интеллекта через математическое развитие, рассмотрим такое понятие как математическая одарённость.
Всесторонне изучил математическую интеллектуальность дошкольников психолог В.А. Крутецкий и он выявил структуру математических способностей.
Структуру математических способностей:
- Получение математической информации, схватыванию формальной структуры задачи, способность к восприятию математического материала,
- Переработка математической информации:
способность к логическому мышлению и мыслить математическими символами;
- способность к широкому и быстрому обобщению математических объектов, действий и отношений и;
- способность к свертыванию
процесса математического
- гибкость мыслительных умственных процессов в математической деятельности;
-стремление к ясности, экономности и рациональности решений, простоте;
-способность к переключению с прямого на обратный ход мыслей, быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса;
- хранение математической информации. Математическая память, схемы рассуждения и доказательств, обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, методы решения задач и принципы подхода к ним;
- математическая направленность ума. Общий синтетический компонент.
Все таланты могут быть присущи одному человеку. Это концепция многогранности таланта. В силу разной степени выраженности, они составляют неповторимую картину. В то же время каждый из многочисленных талантов может стать важнейшей особенностью и основным каналом реализации индивидуальных возможностей.
Интеллектуальная
Одарённость - это наличие большого
потенциала способностей у
Особенно частое
интеллектуальное одаренность
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности
В нашей
стране психологическим
Научные материалы позволяют обратить внимание педагогов на 3 категории одарённых в интеллектуальном отношении детей.
Первая категория
– а такие дети относительно
чаще встречаются в дошкольном
и младшем школьном возрастах,
дети с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного
Вторая категория – такие учащиеся обнаруживаться в подростковом возрасте дети с признаками специальной умственной одарённости, например, в математике, или какой-либо другой области науки.
Третья категория – дети, хотя и не достигающие каких-либо успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, оригинальностью психического склада.
Детство - это неповторимая пора становления, роста и умственного развития.
По представлениям современных психологии, интеллектуальное развитие происходит в годы возрастного созревания. К шести годам это развитие
осуществляется уже больше, чем на третью часть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно – еще большую роль детства в общем, умственном развитии.
Если рассматривать
возрастное развитие
В дошкольные
годы очень ярко проявляются
рост активности и неугомонное
желание пробовать себя в
Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте